Первая, и самая неприятная для власти, — это неутихающий слух о том, что потоп произошел не от дождя, а от того, что прорвало дамбу на Неберджаевском водохранилище (или его спустили, чтобы спасти нефтебазу — дачу Путина — Новороссийск.)

При этом факты — целая дамба Неберджаевского водохранилища и то, что подъем воды в реке Неберджайке был ниже прочих рек, — жертв потопа не волнует. Если ты пытаешься приводить факты — «да ты продался властям!».

Особенно примечательно то, что рационально мыслящие оппозиционеры (взять хоть независимого эколога Сурена Газаряна, чуть не севшего за «дачу Ткачева») «теорию заговора» опровергают; а вот население Крымска, которому без помех нарисовали 95% за Путина, наоборот, за нее стеной.

Это очень понятный психологический феномен и очень плохое известие для власти. Понятный — потому что во все времена жертвам стихийных бедствий свойственно думать, что они стали жертвами злого умысла. В голоде 1317 года, как известно, были виноваты евреи; в эпидемии чумы 1347-го — евреи и ведьмы, которых следовало вырезать целыми кварталами и жечь на костре; Атилла и Всемирный потоп были посланы Господом за грехи и т.д.

Способность очеловечивать природные явления — это в конце концов то фундаментальное свойство человеческой психики, которое породило понятие Бога.

Плохим же известием для власти это является потому, что население города Крымска не считает ответственным за случившееся несчастье евреев, ведьм, Госдеп, иностранных агентов, оппозиционеров с Болотной и даже не думает, что это ему за грехи. (Где, кстати, Никита Михалков, который так хорошо в прошлом году объяснял, что Господь послал Японии землетрясения за «внутреннее безбожие»?) На роль вредителей-ведьм-евреев якобы лояльное Путину население твердо определило власти.

Вторая, не менее неприятная для властей закономерность — то, что население решительно не верит в официальную цифру — 171 погибший. Причем опять же: оппозиционные журналисты честно пытаются проверить слухи и в итоге пишут, что все слухи о «массовых вывозах покойников в другие районы», о «массовых захоронениях», о «тысячах трупов», которых всегда сосед соседки якобы своими глазами видел в морге, — являются именно слухами. Им в ответ: «Как честный журналист вы должны найти подтверждения этим слухам, а не разоблачать их».

Третья закономерность заключается в том, что развеян миф о всеведущих спасателях из МЧС. Пока репортажи с мест катастроф вели прилетевшие самолетами МЧС журналисты, эмчеэсовцы всегда представали в роли единственного в России Геракла, борца со стимфалийскими птицами и авгиевыми конюшнями. Как только репортажи в ЖЖ стали вести волонтеры и жертвы катастрофы, мы услышали (без обид) об эмчеэсовце, который в ответ на просьбу человека, всю ночь вместе с дочерью провисевшего на дереве и чудом миновавшего гибели, дать телефон, чтобы позвонить домой, роняет: «Он у меня свой, а не казенный».

Как я уже писала, бедствие, обрушившееся на Крымск, действительно имеет социальную, а не природную основу, по той простой причине, что не может быть чисто природных катастроф в месте, где нет чистой природы. Водохранилища, мосты, дороги, ливневая канализация (вернее, ее отсутствие), незаконная застройка низины — все эти техногенные обстоятельства и объекты самим фактом своего существования участвовали в трагедии: но, как говаривал Наполеон, не стоит объяснять злым умыслом то, что объясняется глупостью.

Дело, однако, в другом. В марте этого года, наблюдая за выборами и за изнасилованными, опущенными властью людьми, которых везли в автобусе и которые при этом совершенно добровольно голосовали за Путина-Если-Не-Он-То-Кто, я писала, что мыслительная деятельность наиболее безответственной части избирателей протекает без участия таких сравнительно недавних эволюционных образований, как кора головного мозга. В том смысле, что если провести выборы в стаде павианов, то стадо проголосует за альфа-самца, причем самые униженные особи будут голосовать охотнее всех.

Проблема в том, что если поддержка наиболее бесправными членами общества альфа-самца является иррациональной, то это не значит, что она является вечной: просто она прекращается из-за столь же иррациональных причин.

И как именно — рано или поздно — это произойдет, мы видим на примере Крымска: ибо, в отличие от Наполеона, мнение народное никогда не объясняет глупостью то, что оно может объявить злым умыслом.

Грубо говоря, если телевидение вдолбило вам, что озимые всходят, а леса растут по воле Священного Царя по имени Путин, то когда озимые загнутся, а леса сгорят, то вы никогда не решите, что это произошло по бесхозяйственности. Вы решите, что у Священного Царя истек срок годности.

Популярные статьи сейчас

Снег, дождь, сильный ветер, а потом потепление: синоптик Диденко предупредила о погодных "качелях"

Дрова хранить нельзя: украинцам грозят крупные штрафы и даже серьезные сроки

Водителям напомнили важное правило: когда включать поворотники в городе и на трассе

В Украине запретили рыбалку: что грозит нарушителям с 1 ноября

Показать еще

Источник: Новая газета