Должна быть разработана конкретная дорожная программа урегулирования конфликта под эгидой стран «Большой семерки» или «Большой двадцатки». Тогда это будет «по-взрослому», а не так, как сейчас.
Об этом комментарии изданию Гордон заявил Николай Маломуж, председатель Службы внешней разведки Украины в 2005–2010 годах, генерал армии:
«Минские соглашения были подписаны в таком формате, который позволяет их постоянно нарушать российской стороне. Она их использует для дестабилизации ситуации и замораживания конфликта, обвиняя при этом Украину. Минские соглашения в принципе были неудачными – механизм, который бы обеспечивал их реализацию, не был прописан, его не оговорили даже лидеры «Нормандской четверки». Поэтому сейчас Минские соглашения постоянно нарушаются.
Я считаю, что по демилитаризации Широкино перспектив особых нет, отвод нашей техники и войск может быть использован боевиками для захвата стратегических высот. Тогда они получат доминирование над Мариуполем и, соответственно, открытый путь на южное направление. Они смогут использовать любой повод, под предлогом которого зайдут в Широкино, например, скажут, что украинская сторона что-то нарушила под Донецком.
Общая идея демилитаризации, прекращения огня – важная гуманитарная тема, но реальная ситуация – несоблюдение соглашений одной и другой стороной позволяет в первую очередь боевикам захватить выгодные позиции в этом районе. Если мы говорим о том, чтобы делать реальные шаги, то давайте не проводить какую-то отдельную демилитаризацию чего-то, а отводить всю технику на 50-70 км, как и прописано в Минских соглашениях. А сейчас придумали хитрый вариант – проводить демилитаризацию секторально, и начать хотят с Широкино, потому что боевикам там очень сложно держать позиции.
Необходимо требовать от ОБСЕ существенно расширить контингент, который контролирует ситуацию по выполнению пунктов Минских соглашений. Чтобы это было не 500-600 человек, а несколько тысяч. Чтобы они использовали для контроля радиоразведку, космическую разведку, которая будет фиксировать любое нарушение.
По каждому факту нарушения нужно предъявлять конкретные претензии на международном уровне, в формате Совета безопасности ООН и Нормандской группы.
Если есть конкретные жертвы, необходимо использовать механизмы обращения в международные суды и требовать привлечения к ответственности конкретных организаторов и исполнителей.
Но это все тактические вопросы, они не решают проблему, а замораживают. Возможно, обстрелы прекратятся секторально, на определенное время, но не будет отвода техники.
Двухсторонняя перепалка будет беспрерывной. России выгодно надолго заморозить конфликт, дестабилизировать общую ситуацию в Украине – социальную, политическую, экономическую – и менять формат руководства нашей страны за счет внутренних политических движений. А восток будет постоянным дестабилизирующим фактором.
Выход для Украины в том, что надо выйти на другой международный формат, с участием стран «Большой семерки» и «Большой двадцатки». Там уже начинает формироваться понимание стратегических проблем, что сейчас существует угроза ядерной войны. Это угроза не только Украине или Европе, а всему миру.
Пора садиться за стол переговоров странам, которые управляют миром.
Должна быть разработана конкретная дорожная программа урегулирования конфликта под эгидой стран «Семерки» или «Двадцатки». Тогда это будет «по-взрослому», а не так, как сейчас – какие-то контактные группы, небольшое количество наблюдателей ОБСЕ без полномочий, которые ничего не решают.
ГУР раскрыло главную цель Путина на фронте до конца зимы
Укрэнерго объявило новые графики отключений: что ждет украинцев 23 ноября
Водителям объяснили, что означает новая разметка в виде белых кругов
Белый дом: Россия предупредила США о запуске ракеты по Украине по ядерным каналам связи
Первые Минские соглашения уже показали, что они действовать не будут, сейчас идет повторение пройденного».