Руководство Украины публично и без посредников должно вести переговоры с представителями непризнанных республик.
Об этом в блоге на сайте Новое Время пишет Андрей Куликов, журналист, телеведущий, который недавно вернулся из Донецка:
«Никогда не сомневался в том, что между Киевом и Донецком необходим постоянный диалог, поэтому и отправился в оккупированный город. Хотелось понять, насколько этот диалог возможен. Доказать это другим способом, кроме как инициировав разговор, невозможно. Нельзя ждать пока, сложатся какие-то обстоятельства.
Я был в Донецке весной прошлого года, когда власть фактически уже не была украинской. Город кипел продээнэровскими и пророссийскими митингами. Мне, как гражданину и журналисту, было важно понять, почему происходит подобное, чего хотят люди, кто принимает участие в этих протестах.
Когда в Киеве гремел Майдан, я ходил на антимайдановские протесты. Тогда тоже не все понимали мою позицию. Однако я считаю, что мы должны хотя бы пытаться понять, что думают люди по ту сторону баррикад.
Свою недавнюю поездку в Донецк я рассматриваю лишь как первое звено в длинной цепочке необходимых действий. На этот раз я ничего не снимал и не записывал. Я поехал исключительно для того, чтобы принять участие в телемосте, организованном 17 телеканалом.
Того диалога, который ведется в рамках минского процесса, недостаточно. Мы часто спрашиваем: «А с кем же мы там ведём переговоры?». Захарченко или Пушилин не могут представлять всех людей, которые живут на этой территории. Так же, как и Кучма с Медведчуком не могут представлять всю Украину.
Понятие «народной демократии», возможно, не полностью соответствует этому контексту, однако речь идет о чём-то подобном. Диалог не только возможен, но и необходим. В свое время Леонид Кравчук говорил, что он готов сесть за стол переговоров даже с дьяволом, если знает, что выиграет у него. Я же считаю, что нужно садиться за стол переговоров с дьяволом даже в том случае, если гарантий выигрыша нет.
Слова и действия не проходят бесследно. Если не услышит и не проникнется дьявол, то услышат те, кто следит за этими переговорами. Если мы говорим о реинтеграции этих земель в состав Украины, то не стоит медлить. Идеальных условий все равно никогда не будет.
Более того, я выступаю за то, чтобы наше руководство публично и без посредников вело переговоры с представителями непризнанных республик. Так мы покажем, что не боимся говорить о том, что у нас болит; что наши предложения честные, открытые и показательные. Таким образом, мы сможем проверить свои взгляды и предложения общественным вниманием людей, живущих там. Ведь нам скрывать нечего».