Недвижимость ЧАО «Укрподшипник» – холдинговой компании Андрея и Сергея Клюевых – должна отойти по договору купли-продажи сторонней фирме.
БизнесЦензор выяснял, означает ли это смену собственников предприятия или его ликвидацию в будущем?
С февраля 2014 года Андрей Клюев в бегах. Ранее Клюев работал руководителем Администрации президента Виктора Януковича, первым вице-премьером и секретарем СНБО.
Его родной брат Сергей остается народным депутатом Верховной рады, сейчас беспартийным. С июня 2015 года против Андрея Клюева генпрокуратура ведет уголовное производство.
Ему вменяют злоупотребление властью, мошенничество, присвоение и растрату имущества. Дело в первую очередь касается приватизации «Завода полупроводников» и его дальнейшего финансирования за счет государственного «Укрэксимбанка».
Сейчас «Завод полупроводников» в процессе банкротства и, согласно утвержденному реестру кредиторов, должен «Укрэксиму» более 5 млрд грн.
В марте 2016 года по ходатайству прокурора Олега Багнюка Печерский райсуд арестовал акции/доли в подконтрольных Андрею Клюеву компаниях – «Укрподшипнике», новогродовском «Машзаводе», «Машиностроительном заводе «Вистек», «Заводе по обработке цветных металлов», «Актив-Страховании» и «Актив Девелопмент Украине».
Этими предприятиями бывший чиновник владеет через австрийскую компанию Slav Handel, Vertretung und Beteiligung AG, которая в марте 2016 года объявила о своем банкротстве.
Австрийская компания выступает также собственником «Укрподшипника», который должен «Укрэксимбанку» более 41 млн евро и уже несколько лет ведет за них судебные тяжбы.
В 2006 году государственный банк выдал «Укрподшипнику» 38 млн евро. Поручителями в сделке выступили другие предприятия Клюевых – «Машиностроительный завод «Вистек», «Завод по обработке цветных металлов» (ЗОЦМ) и «Константиновский металлургический завод».
Полностью погасить долг компания должна была в феврале 2016 года. Но, графика не придерживалась, из-за чего в августе 2015 «Укрэксим» обратился в хозсуд Донецкой области за взысканием денег с должника и его поручителей.
«Вистек», ЗОЦМ и «Константиновский метзавод» подали встречные иски о признании поручительства прекратившимся. Предприятия решили выйти из договора на том основании, что «Укрэксимбанк» внес в кредитный документ изменения, подписав в 2012 году с заемщиком допсоглашение, которое с поручителями не согласовал.
В конце ноября суд удовлетворил требования о прекращении поручительства «Вистек» и ЗОЦМ. Третий поручитель – «Константиновский металлургический завод» – к этому времени самоликвидировался.
Дрова хранить нельзя: украинцам грозят крупные штрафы и даже серьезные сроки
В Украине запретили рыбалку: что грозит нарушителям с 1 ноября
Умер народный депутат Украины
Ультиматум для Путина: что предлагает оппозиция Германии
Согласно его ликвидационному балансу, какого-либо имущества на предприятии не осталось, как и нет правопреемников, способных отвечать по его обязательствам.
Тем не менее «Укрэксимбанк» решил законность ликвидации завода оспорить. Проиграл дело в Донецком окружном админсуде, продолжает тяжбы в хозяйственном.
Вернуть долг в 41 млн евро можно за счет активов самого «Укрподшипника», который остается владельцем 99,7% акций новогродовского «Машзавода» и 38% акций «ЗОЦМ» общей номинальной стоимостью 8,3 млрд грн.
Еще в апреле банк добился в Высшем хозсуде взыскания долга. В сентябре исполнительная служба открыла по делу производство.
Но «Укрподшипник» просил суд рассрочить выплату 41 млн евро до окончания военных действий на Донбассе. Вернее, на «два года по истечению шести месяцев после завершения антитеррористической операции».
По заявлениям должника, сейчас принудительное взыскание денег автоматически приведет к банкротству.
«Нет денежных средств для исполнения решения суда. Банковские счета открыты лишь у истца («Укрэксимбанка»), других счетов нет», — говорит гендиректор «Укрподшипника» Александр Игнатов в ответе на запрос БЦ.
До апреля 2014 года (когда официально было объявлено проведение АТО на Востоке Украины) обязательства по кредиту «Укрподшипник» гасил за счет поступлений от аренды.
В Донецке у предприятия обширная коммерческая недвижимость, которую до войны оно сдавало корпорации ДТЭК Рината Ахметова. На эти офисные помещения приходилось до 70% его дохода.
Но когда начались обстрелы Донецка, администрация ДТЭК переехала на территорию, подконтрольную Украине, доступ к недвижимости «Укрподшипник» утратил. В то же время, из-за девальвации нацвалюты в разы выросла стоимость кредитных денег.
Выслушав аргументы заемщика, суд в ходатайстве об отсрочке отказал. Тогда «Укрподшипник» попросил отсрочить выплату до конкретной даты – 25 декабря 2017 года, когда на счетах компании должны появиться деньги.
14 ноября предприятие подписало предварительный договор с ООО «Автотранспортное предприятие «Автотехпром», по которому обязалась продать свою недвижимость на 884,9 млн грн.
«Мы заключили предварительный договор, по которому стороны обязуются не позднее 25 декабря 2017 года заключить договор купли-продажи недвижимого имущества. Никаких договоренностей об инвестициях в пользу «Укрподшипника» он не предусматривает», — пояснил БЦ гендиректор «Укрподшипника» Александр Игнатов.
По его словам, предприятие рассчитывало на финансовый займ от материнской Slav Handel, Vertretung und Beteiligung AG. Но, в отношении австрийской компании по решению Совета ЕС от 5 марта 2014 №2014/119/CFSP и резолюции от 5 марта 2014 №208/2014 действуют финансовые санкции.
Согласно финансовому плану «Укрподшипника» на 2017 год, компания продаст еще некоторые принадлежащие ей ценные бумаги, что, вместе с доходом от ренты, позволит аккумулировать более 1,2 млрд грн.
Но, чтобы провести продажи, их должен предварительно одобрить «Укрэксимбанк», которому заложены все активы «Укрподшипника». Например, за разрешением на продажу недвижимости «Автотехпрому», по словам Александра Игнатова, в банк еще не обращались.
С другой стороны, планы «Укрподшипника» о продаже имущества, убедили суд пойти ему на встречу. По определению Хозяйственного суда Донецкой области от 1 декабря, «Укрподшипнику» отсрочили выплату долга до сентября 2017.
Идет ли речь о реальной продаже Клюевыми своих активов?
Столичное «Автотехпром», согласно госреестру, специализируется на услугах такси. Как уточнили в самой фирме, она занимается перевозкой пассажиров исключительно для юрлиц, предлагая им также авто в аренду или лизинг.
Формальным собственником «Автотехпрома» выступает ПИФ «Платинум Инвест» КУА «Кепитал Менеджмент» (до недавнего времени именовалась КУА «ITT – Менеджмент»), которая входит в инвестиционную группу ITT Сергея Мищенко, Даниила Волынца, Зиновия Кузымкива и Ореста Папроцкого.
Даниил Волынец – муж замминистра Оксаны Маркаровой, которому Клюевы в 2013 году продали «Актив-Банк». После продажи финучреждения компания «ITT Инвест» служила у Клюевых депозитарием (держателем акций).
Кроме того, через фонд «Платинум Инвест» проходила приватизация Клюевыми «Завода полупроводников». Подконтрольное братьям ООО «Камнеобрабатывающий завод «Омфал» выкупило инвестсертификаты «Платинум-Инвеста» на 205 млн грн.
Эти деньги КУА «ITT-Менеджмент» перевела на счет компании «Силикон», которая за них купила в июне 2007 года у Фонда госимущества 74,99% акций завода.
По словам гендиректора группы компаний ITT Михаила Логинова, ITT не имеет никакого отношения к будущей сделке между «Автотехпромом» и «Укрподшипником».
«Платинум-Инвест» – это частный фонд, который находился под управлением КУА «ІТТ-Менеджмент», но в котором КУА не осуществляла стратегического управления. КУА только управляет фондом, его собственники – владельцы сертификатов. И они, насколько мне известно, не менялись», — говорит Логинов.
По его словам, собственники ІТТ в начале 2016 года приняли решение выйти из этого бизнеса, закрыли большинство фондов. В октябре 2016 года завершили продажу пенсионного фонда.
«КУА «ІТТ-Менеджмент», которое уже не будет частью группы ІТТ, переименовали в КУА «Кепитал Груп», выйдем из нее в течение двух месяцев. После получения разрешения у НКЦБФР, это будет отображено в реестре», – рассказал Логинов.
Логинов затруднился спрогнозировать, как в дальнейшем сложиться судьба «Платинум-Инвеста» – будет он ликвидирован или продолжит жизнь уже под новым руководством.
«Последние три года фонд не проводил активной деятельности. Думаю, следующие шесть месяцев покажут, продолжит ли он работу», — говорит руководитель ІТТ.
Остается туманными перспективы и самого «Укрподшипника». За девять месяцев 2016 года непокрытый убыток предприятия увеличился с 1,2 до 1,4 млрд грн, текущие обязательства и обеспечения – с 1,6 до 1,8 млрд грн. Чистый убыток составил 234 млн грн.
Чтобы сократить расходы компании пришлось расстаться с большей частью своего персонала. Если два года назад в штате «Укрподшипника» работали около 180 сотрудников, теперь здесь официально трудоустроены 36 человек.