Даже в тех случаях, когда дипломатия оказывается эффективной, по сути это может быть грязный бизнес. Пожалуй, нет лучшей иллюстрации этому утверждению, чем незаконнорожденный уродливый ребенок «матери-России» – Минские соглашения.
Об этом пишет Джон Хэрбст в блоге на Atlantic Council, передает UAinfo.
На протяжении последних нескольких месяцев Германия и Франция оказывали давление на Украину с тем, чтобы Киев принял закон о местных выборах, который позволил бы начать выборный процесс на оккупированных пророссийскими террористами территориях восточной Украины. Немецкая и французская стороны отмечают, что проведение этих выборов является важным требованием Минских соглашений, как и принятие конституционной реформы, предоставляющей властям оккупированных территорий более широкий контроль на местах.
В Украине многие возмущены этими требованиями, ведь они напрямую служат интересам Кремля – агрессора, который вторгся на Донбасс, чтобы ослабить контроль Киева на востоке страны, и нацелен на дальнейшую дестабилизацию правительства. Кроме этого, украинская сторона акцентирует внимание на следующем: вторые Минские соглашения, где сформулированы эти обременительные требования, оказались нужными лишь потому, что Москва нарушила первые договоренности, начав в 2015 году наступление на важный транспортный узел Дебальцево. Другими словами, Москве удалось продвинуть свою позицию, а украинская сторона была вынуждена согласиться на невыгодные условия, только из-за того, что Россия нагло нарушила первые Минские соглашения. Поэтому неудивительно, что принятие украинским парламентом конституционной реформы и закона о выборах на местах – вопрос сомнительный.
Тем не менее, Франция и Германия продолжают настаивать на своих рекомендациях, по крайней мере, на том, чтобы был принят закон о местных выборах. Хотя публично заявляется о необходимости выполнения требований Минских соглашений, некоторые чиновники в частном порядке признают: закон нужен потому, что европейцы, выступающие за снятие санкций против России, используют бездействие Украины как аргумент в свою пользу. К сожалению, в этих словах большая доля правды, об этом свидетельствует недавно принятая во французском парламенте резолюция, призывающая к отмене санкций, пусть она и не имеет обязательной силы.
Значительное число депутатов Верховной Рады, в частности, члены партии Юлии Тимошенко «Батькивщина» и партии Андрея Садового «Самопомощь», выступают против принятия закона о местных выборах. Они опасаются, что выборы на оккупированных территориях, где на сегодняшний день сконцентрированы значительные силы российской пехоты и военной техники, будут сфальсифицированы, и в результате к власти придут люди, подконтрольные Москве. Но Вашингтон, Париж и Берлин считают, что вторые Минские соглашения являются гарантом проведения местных выборов в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами. Это означает, что Украина имеет право требовать полного отвода российских войск и техники, а также обеспечения полного контроля над выборами со стороны своих экспертов, наблюдателей, а также представителей ОБСЕ, что чрезвычайно усложнит фальсифицирование выборов. Решающий довод состоит в том, что в случае невыполнения Россией всего перечня условий, Минские соглашения не обязывают украинскую сторону проводить выборы.
Такая логика хорошо понятна украинскому правительству, которое, вероятно, продолжит добросовестные усилия, направленные на проведение закона о местных выборах через парламент. Этот процесс вызывает громкие дискуссии, однако сейчас наступило лучшее время для принятия нового законодательства, которое будет содержать все необходимые гарантии для защиты интересов Украины по обеспечению честных выборов. Есть вероятность того, что Москва объявит фол и откажется выполнять предписанные ей шаги – вывести войска и вооружение – чтобы сделать голосование возможным. В любом случае Украина останется стороной, выполнившей все требования Минских соглашений, а это нанесет удар по доводам противников продления санкций ЕС против России.
Все варианты неприятны. В идеальном мире Соединенные Штаты и ЕС быстро назвали бы «тайное вмешательство» Москвы на Донбассе агрессией, и Минские договоренности для поддержания санкций в отношении России были бы не нужны. Но в кровавой истории Украины и Восточной Европы никогда не было идеальных условий. Сегодня Украине придется разыгрывать карту Минских соглашений со всем мастерством, чтобы обеспечить себе необходимую поддержку со стороны ЕС.