Все началось в ноябре, вскоре после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США. Немецкое консервативное издание Frankfurter Allgemeine Zeitung в редакционной статье написало, что Германии время «подумать о том, «что до этого времени было немыслимым». Речь шла о создание собственных ядерных сил сдерживания, поскольку американские гарантии безопасности теперь выглядят сомнительно.
Об этом пишет The Economist, передает ZN.UA.
Эксперт по внешней политике партии «Христианско-демократический союз» Родерих Кисеваттер высказался против «каких-либо строгих табу». Впоследствии он и другие политики замолчали, очевидно, после сигнала, что канцлеру не нужны дебаты на такие темы перед выборами. Но немецкие аналитические центры продолжают размышлять над ядерными силами Германии. С 1945 года Западная, а потом и объединенная Германия полагалась на американский ядерный щит, который сдерживал агрессию России. Как подчеркнул журналист Йозеф Йоффе в 1984 году, европейский интеграционный проект стал возможным только благодаря внешнему влиянию США, поскольку он «подавил» многовековые франко-германские конфликты. Поэтому Западная Германия в 1960-х годах подписала соглашение о нераспространении ядерного оружия, а затем, после объединения в 1990-м она вновь подтвердила эту свою позицию.
Но вдруг в США появился президент, который хоть на прошлой неделе и выразил свою «твердую поддержку НАТО», также называл альянс «устаревшим» и предположил, что союзники не получат американскую защиту, если не будут тратить больше на оборону. Соответственно логике гарантированного взаимного уничтожения, сдерживание должно быть безусловным. Только так оно будет иметь эффект. Страны в Восточной и Центральной Европе начинают опасаться за свою уязвимость к ядерному шантажу Владимира Путина.
Наиболее очевидным для Германии было бы начать разговор с Францией, Великобританией и другими двумя ядерными державами НАТО о совместных силах сдерживания. Но их арсеналы небольшие. Кроме того, Франция не хочет уступать свой полный суверенитет в вопросе ядерного оружия. Париж всегда скептически относился к общему сдерживанию. Британия же намекает, что свой ядерный щит она может использовать как аргумент в переговорах с ЕС о Brexit.
Немецкий профессор Максимилиан Терхалле считает, что Германия, Польша или страны Балтии не могут полностью рассчитывать на помощь Франции или Британии в случае агрессии России. И именно поэтому Берлину время подумать о собственных ядерных силах или создание такого арсенала совместно с соседями. Даже лидер правящей партии Польши Ярослав Качиньский, который прославился своими «германофобскими» взглядами, в феврале призвал к созданию европейских ядерных сил сдерживания, которые бы профинансировала Германия.
Карл-Ганс Камп из «Федеральной академи политики безопасности» отмечает, что различные угрозы со стороны Путина и Трампа подняли вопрос, «как кого сдерживать и с помощью чего». И это вопрос останется, даже если согласиться, что создание немецкого ядерного арсенала — не лучшая идея. Терхалле, в свою очередь, считает, что сами дебаты на тему немецкого ядерного арсенала могут сыграть роль. Они могут убедить Трампа, что время прекратить подрывать международный порядок, который существует сейчас.