Европейский суд по правам человека вынес решение, которое обязывает Россию обеспечить право на свободу для сына Мустафы Джемилева — Хайсера.
Об этом на брифинге сообщил министр юстиции Павел Петренко.
«Это чрезвычайно важное, прецедентное решение, потому что фактически мы увидели, каким образом работает закон о правах и свободах граждан, которые проживают на временно оккупированной территории… Европейский суд по правам человека вынес решение по 39-му правилу регламента, обязав фактически обеспечить право на свободу одному из заключенных, который находится на территории Крыма», — сказал Петренко.
По его словам, практика показывает, что решения ЕСПЧ по 39-му правилу практически все выполняются, даже в диктаторских режимах.
«Когда принимались решения по 39-му правилу в отношении лица, которое без каких-либо оснований находилось за решеткой, государства с целью обеспечения хоть какого-то своего международного имиджа были вынуждены выполнять такие решения, поэтому мы, как украинское правительство, будем требовать от российской стороны освобождения сына Джемилева, передачи его украинской стороне. И мы будем продолжать практику применения механизма обращений в ЕСПЧ в тех случаях, когда решения украинских судов не будут выполняться Российской Федерацией. И эта практика, надеюсь, будет успешной, поскольку у нас уже есть первый прецедент решения ЕСПЧ», — отметил министр.
Экс-глава Меджлиса, лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев отметил, что подавал в ЕСПЧ иск о незаконном содержании под стражей его сына, который 28 мая прошлого года убил человека.
«По всем параметрам, это было убийство по неосторожности… Но следственные органы дали этому несчастному случаю другую окраску. Это было квалифицировано как умышленное убийство, хотя на это не было никаких оснований», — сказал он.
По словам Джемилева, в ноябре ему позвонили из Киева и заявили, что в самых высших кругах ему хотят помочь разрешить эту ситуацию. «Когда я спросил, от кого это, стало понятно, что это непосредственно от Януковича (экс-президента, — ред.). Я спросил, какова цена вопроса. Сказали: в разумных пределах… Сказали: есть всего два дня, надо дать ответ, вы понимаете, о ком идет речь. Приехал, встретился. Условие было таково: я должен выйти из фракции «Батькивщина», перейти в Партию регионов, и тогда на следующий же день мой сын будет освобожден. Это условие не было принято, и через несколько дней суд переквалифицировал статью в отношении моего сына на более тяжкую — злостное убийство, до 15 лет лишения свободы. Адвокат развел руками и сказал: здесь, видимо, уже не юридическое дело. А дальше уже начали происходить известные вам события, оккупация», — отметил он.
Джемилев подчеркнул, что в соответствии с нормами права, его сын как гражданин Украины должен был быть передан украинской стороне. «Но этого не произошло. Более того, российские органы в Крыму сказали, что заново будут вести дело и что следствие будут начинать с нуля, и опять все процедуры, допросы. Почему-то мне одновременно запретили въезд в Крым — и в то же время провели обыск в моем доме, выломали двери в мой кабинет. Моей супруге стало плохо, ее увезли в больницу. Не знаю, что они там украли или подложили — пока не понятно. Но сделали заключение, что якобы оружие у меня хранилось в ненадлежащем виде, поэтому, дескать, возбуждают против меня уголовное дело — это через год с лишним. Прислали повестку даже, чтобы я явился в органы для дачи показаний — и при этом не пускают в Крым», — отметил он.
По словам Джемилева, украинские суды переквалифицировали выдвинутые против его сына обвинения на статью, предусматривающую ответственность за убийство по неосторожности, и вынесли решение о его освобождении из-под стражи.
Источник: Дело