На сегодняшний день вопрос поиска капитала стоит для Украины как никогда остро. Даже по самым скромным оценкам в ближайшие годы бизнесу потребуется от 1,5 до 3 млрд евро капиталовложений.
Об этом пишет РБК-Украина.
Отдельные компании и сегменты экономики все еще пользуются остатками доверия инвесторов (IT-сектор, АПК, фармацевтика), но сделки проходят эпизодически, и их суммы крайне невелики — до 0,5-1 млн долларов. В хроническом скепсисе инвесторов украинские компании винят не столько себя, сколько инвестиционный сектор, который помогал привлекать деньги.
«Массовый инвестор пока вовсе не видит смысла приходить в Украину. И он прав, так как реального климата для капиталовложений здесь все еще нет. Нормальный, цивилизованный фондовый рынок в Украине с полноценными IPO невозможен до тех пор, пока на нем царят обман и мошенничество, государственные органы оказывают давление на бизнес, судебная система неработоспособна, а права инвесторов при этом совершенно не защищены», — отметил президент инвестиционной группы «УНИВЕР» Тарас Козак.
Генеральный директор инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа считает, что Украине предстоит пережить еще минимум 1-2 года после нижней точки кризиса, прежде чем у инвесторов появится хоть какое-то доверие и понимание, вкладывать в эту компанию деньги или нет.
«И неверно говорить, что инвесторы относятся к Украине лояльно или нелояльно. Они прагматичны. Когда инвесторы будут видеть потенциал, и перспективы в конкретном регионе, они вложат туда деньги. К тому же привлекательных отраслей в Украине предостаточно: IT-сектор, АПК, фармацевтика, недвижимость. И сейчас как раз время для больших возможностей. Но чтобы преломить эту ситуацию, нашей стране необходимо активизировать приватизационные процессы, сдвинуть с мертвой точки пенсионную и судебную реформы, восстановить банковскую систему, а также защитить права инвесторов», — сказал он.
Директор инвестиционно-банковского направления ИК Dragon Capital Юрий Астахов считает, что инвесторы все же не полностью утратили веру в Украину. Контраргументом является приход в Украину Сороса: стратегия запущенного фонда прямых инвестиций Dragon Capital New Ukraine Fund предполагает инвестиции в работающие бизнесы, которые будут расти, увеличивая обороты и капитализацию. А развиваться большинство бизнесов может при условии растущей экономики, за редкими исключениями компаний из контрциклических отраслей, который как раз и выигрывают от кризисных явлений.
Олег Салмин, генеральный директор компании «XXI Век», отметил, что сегодня кроме банковского финансирования бизнесу найти заимствования очень тяжело. Да и кредитная поддержка для целей имплементации СА с ЕС, скорее всего, будет производиться через банки, уполномоченные Евросоюзом и МВФ. Например, через ЕБРР, и другие структуры, которые будут вовлечены в программы финансирования мелкого и среднего бизнеса.
«Что касается крупного бизнеса, то его представители и так находится под давлением долгов прошлых лет — облигаций, кредитов. И многие из них свои обязательства обслуживать попросту не в состоянии, не говоря уже о новых заимствованиях. Вместе с тем, самым эффективным и дешевым привлечением капитала все еще остается IPO. Это деньги без процентов и работа на партнерском доверии с акционерами, на вере инвесторов в компанию, ее менеджмент», — сказал он.
Тантели Ратувухери, старший аналитик Empire State Capital Partners, заявил: «Украинский рынок до 2008 года действительно разбаловал всех, абсолютно всех — как банкиров, так и их клиентов, в том числе и население; как местных, так и иностранных инвесторов. Установилась такая культура, которая считала, что можно безопасно и благополучно жить в долг, в кредит. Поэтому страна существовала не по средствам».