На днях в Киеве прошли сразу два круглых стола — в Украинском кризисном медиацентре и в Торгово-промышленной палате, посвященные реинтеграции неконтролируемых украинских территорий и бизнесу в зоне АТО.
Речь шла о политических, экономических и социальных проблемах, которые сейчас подвешены в воздухе. «Сегодня» разбиралась, как предлагают решать проблему.
ВОЗВРАЩЕНИЕ. Эксперты и политики настроены на плавное постепенное возвращение Донбасса в Украину и восстановление связей с населением. «Я остаюсь сторонником плановой и, наверное, долговременной реинтеграции этих территорий (неподконтрольных Украине. — Авт.) в состав страны, — говорит экс-участник Трехсторонней контактной группы Минских соглашений Роман Бессмертный. Однако оптимизма в сроках он не испытывает, добавляя: — И если нынешнее поколение не способно вернуть эти территории, это сделает следующее». Другие участники обсуждения уверены, что время играет против Украины и действовать нужно сейчас. «В случае реального прекращения огня, я поддерживаю возобновление неформальных, неофициальных социально-экономических связей, в том числе и торговли», — заявляет политолог Владимир Фесенко. Ведь сегодня разделение стало кормушкой для дельцов, наживающихся на войне. По мнению эксперта, реинтеграция решит проблемы со взятками и контрабандой при пересечении условной границы.
Но главный вопрос — люди, живущие там. «Чем дольше эти так называемые «республики» будут не в составе Украины, тем меньше у людей будет желания вернуться в ее состав, потому что отчуждение — оно уже существует — будет закрепляться и усиливаться, мы привыкнем порознь, — предупреждает Фесенко. — И если мы отказываемся от такого Донбасса, российская сторона скажет: зачем вам Крым?». Те украинцы, которые вынужденно остаются на Донбассе, не признавая «республики», надеются на возвращение в Украину, но с месяцами конфликта эти надежды иссякают. Со всех сторон звучит мощная пропаганда, а информация из Украины практически не поступает.
Подобное мнение поддерживают и другие эксперты. «Мы, в первую очередь, должны воевать не за территории, а за людей, — говорит руководитель «Фабрики мысли «Донбасс» Дмитрий Ткаченко. — Через пять лет нам уже некого будет возвращать».
ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА. В ходе круглого стола в ТПП Украины участники обсуждали неотрегулированность ведения бизнеса в зоне АТО. К примеру, крупные сети магазинов до сих пор платят налоги за разграбленные и уничтоженные объекты, которые по факту им уже не принадлежат. Мелкие и средние предприниматели, которые не успели вывезти оборудование, лишились своих активов. «Я работал до июня 2014 года, потом понял, что будущего на этих территориях нет, — рассказывает луганский предприниматель Алексей Колпаков. — В октябре 2014-го мне позвонили оттуда, сказали: мы у вас на предприятии, оно «национализировано», но вы украли важные узлы. Представляете? Сам у себя украл! В итоге все вывезли — часть на металлолом, часть продали через объявления».
Крупному бизнесу на неподконтрольной территории еще сложнее: в отличие от мелких и средних предпринимателей, вывезти свои активы в другие регионы Украины они не могут. В то же время, физически находясь «на той стороне», большие компании руководствуются нашими законами и активно платят налоги в украинский бюджет, несмотря на огромный ушерб от боевых действий.
В частности, речь идет об энергетических предприятиях: теплоэлектростанциях, угольных шахтах и компаниях, передающих электроэнергию. В результате боевых действий линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные устройства — постоянно разрушаются и их необходимо оперативно восстанавливать. Кроме того, именно на неподконтрольных территориях расположены все отечественные шахты, добывающие антрацитовый уголь (на нем работает половина украинских ТЭС). С приближением зимы вопрос стабильных поставок топлива — первоочередной. «В нашей компании работает 8 предприятий на неконтролируемых территориях, — рассказывает руководитель департамента по правовому обеспечению генерации «ДТЭК Энерго» Игорь Венцель. — Есть ряд проблем. Во-первых, это инфраструктура, которая должна обеспечивать вывоз антрацитового угля из шахт, расположенных в Донбассе, на ТЭС. Прежде всего это восстановление железнодорожных путей — крупные узлы, к примеру, Никитовка—Майорская и Авдеевка — разрушены. Причем затягивание этих решений грозит срывом отопительного сезона. У нас было более 1000 случаев экстренного восстановления инфраструктуры, но все предприятия функционируют, 35 тысяч людей обеспечены работой».
Глава «Укрзализныци» Войцех Бальчун обещает, что эти вопросы будут решены в первую очередь: «Все проблемы, которые связаны с востоком Украины и с нашей деятельностью, для нас приоритетны. Мы контролируем все вопросы, касающиеся перевозки угля. Мы рассчитываем ускорить ремонтные работы на линии Никитовка—Майорская».
Огромный блок вопросов бизнеса в зоне АТО — социальные вопросы. Это поиск способа выдачи больничных листов, листов нетрудоспособности по беременности.
Основная проблема в том, что единого закона о бизнесе в зоне АТО нет. «Есть хаос, когда нет четких правил ведения бизнеса, а это почва для злоупотребления, — уверена президент Донецкой торгово-промышленной палаты Эльвира Севостьяненко. — Яркий пример: физлица, потерявшие бизнес на НКТ и лишившиеся источника доходов, переехали на мирную территорию Украины, зарегистрировались и им начислили штрафы и пеню за весь период «работы» там! За неуплату, просрочку уплаты налогов! Такая же ситуация с бюджетными учреждениями. Мы предлагаем рассмотреть вопрос об отмене штрафов и пени, а возможно, и освобождение от налогов».
Законодатели готовы помогать. В ходе круглого стола приняли решение собрать все предложения и рассмотреть их более подробно в составе рабочей группы, куда войдут представители ГФС, СБУ, Кабмина и Верховной Рады. Кроме того, все будет сведено в законопроект, который обещают подготовить в ближайшее время. «Должны быть готовые решения, которые представят предпринимателям как руководство к действию, — считает нардеп Наталья Веселова. — Сегодня прозвучала идея о создании негосударственного комитета, куда войдет ТПП, правительство, бизнес. Проблемы будут аккумулироваться и начнут вырабатываться алгоритмы решений». Что касается восстановления инфраструктуры, говорит Веселова, это возможно пока только на подконтрольных Украине территориях, и процесс уже идет.