Министерство внутренних дел не собирается возвращать вертолеты МВД, находящихся в аренде ЗАО «Украинские вертолеты».
Речь идет о 12 вертолетах. Из них 4 борта арендованные компанией в воинской части 2269, подчиненной Внутренним Войскам МВД, еще восьмого милицейского госпредприятия «Хорив-Авиа», говорится в сюжете телепрограммы «Наші гроші».
По словам руководителей частного предприятия, никаких препятствий для возвращения этих вертолетов Нацгвардии нет.
«С Национальной гвардией все четко. В стране — особый период. Если командующий пишет нам письмо: «Верните вертолеты», мы под козырек, и вертолеты возвращаются. Командование Национальной гвардии не пишет таких писем», — пояснил Александр Босов, гендиректор ЗАО« Украинские вертолеты ».
Прокуратура даже инициировала судебный процесс возвращения вертолетов, арендованных компанией «Украинские вертолеты». Но на заседаниях суда представители МВД не поддерживают иски прокуратуры и заявляют об отсутствии требования возвращать вертолеты. Журналисты программы «Наші гроші» посетили судебное заседание и убедились: иски в интересах МВД прокуратура проигрывает через позицию МВД.
Всего парк компании «Украинские вертолеты» насчитывает 28 бортов. Кроме 12 вертолетов МВД, еще 16 арендованы у Вооруженных Сил Украины (воинская часть А0105). Министерство обороны свою технику забрать в компании пытается.
«Так, командующий Сухопутных Войск написал нам письмо: вернуть. Мы аргументировано объясняем, что мы готовы вернуть, никаких вопросов нет, возвращаем, пожалуйста. Но вы дайте и нам не то, что защититься, но довести до ООН, с которой мы сотрудничаем, что существуют действительно правовые основания для этого момента», рассказал первый заместитель гендиректора ЗАО «Украинские вертолеты» Григорий Кривошея.
Борта, арендованные компанией «Украинские вертолеты», работают в миссиях ООН. Договор об аренде вертолетов Минобороны, так же, как и договор о вертолетах МВД, содержит пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Согласно ему, в случае особого периода в государстве компания должна вернуть технику владельцам. Но в контракте с Минобороны, в отличие от контракта с МВД, особый период трактуется как «боевые действия с участием Вооруженных Сил Украины».
По мнению представителей компании «Украинские вертолеты», поскольку в стране не объявлено военное положение, а проводится антитеррористическая операция, Минобороны не имеет юридических оснований возвращать свои вертолеты. Кроме того, по оценкам компании, такие действия в случае разрыва контракта с ООН могут вызвать штрафные санкции со стороны ООН в размере $ 40 млн.
Недавно Минобороны выиграло суд о том, чтобы убрать из контракта слова «с участием Вооруженных Сил Украины». В компании не исключают подачи апелляции.
«Украинские вертолеты» — крупнейшая вертолетная компания Украины. Чистая прибыль компании в 2012 году составила 9 млн. грн., в 2011 году — почти 6 млн. грн. Государство ежемесячно получает от «Украинских вертолетов» 240 тыс. грн. арендной платы за каждый борт. Или 80 млн. грн. в целом за год. По данным Агентства SMIDA, акционерами компании «Украинские вертолеты» являются два физических лица. 39% акций принадлежит ее гендиректору Владимиру Ткаченко. 61% — его жене Александре Ткаченко.