Швейцария продолжает принимать и поддерживать беженцев из Украины. Два года назад в стране начал действовать миграционный статус S – программа временной защиты.
Как передает "Хвиля", об этом пишет schwingen.net.
Так, из-за войны, которую начала Россия против Украины 22 февраля 2022 года, большое количество граждан покинули страну в поисках убежища. При этом многие из них живут в Швейцарии, где Федеральный совет два года назад впервые в истории страны ввел в действие специальный миграционный "статус S". С таким статусом украинец может покидать территорию страны и возвращаться без оформления дополнительных документов. Также он позволяет официально работать или становиться самозанятым лицом.
По словам заместителя директора Государственного секретариата по делам миграции (SEM, подразделение Минюста Швейцарии), альтернативы миграционному статусу S у них просто не было. Созданный в 1990-е годы в период войны в Югославии, этот статус задумывался в качестве оперативного ответа миграционных властей страны на внезапное возникновение массовых потоков беженцев, стремящихся покинуть регион, в котором ведутся активные боевые действия.
Решение о миграционном формате, который отдает предпочтение спасению жизней, а не бюрократическим процедурам, было принято в связи с тем, что в таких ситуациях невозможно долго и тщательно проверять ходатайства каждого беженца. Особенно учитывая то, что продолжатся активные боевые действия, предоставляющие для людей прямую и непосредственную угрозу.
Так как война в Югославии относительно быстро окончилась, все думали, что "статус S" так и остается теоретическим вариантом. Однако потом началась российская агрессия против Украины и в Европу, в том числе и в Швейцарию, хлынуло множество беженцев. В связи с этим в Швейцарии и приняли решение о введении в действие "статуса S".
В частности, благодаря этому украинским беженцам не нужно проходить стандартные миграционные процедуры. Страна их временно принимает, предоставляет разрешение на работу и право получать социальную помощь.
"То, чего добились кантоны, общины и города на самом первом этапе кризиса, весьма впечатляет", - подчеркнула Клаудио Мартелли.
Как отметила, система предоставления убежища выстроена в Швейцарии в соответствии с принципами федерализма по направлению сверху вниз. То есть, решение о предоставлении убежища принимают федеральные власти, в их распоряжении имеются федеральные центры приема и первичного размещения беженцев. При этом субъекты федерации, кантоны, имеют обязательные квоты размещения у себя беженцев. В итоге именно кантоны и несут основную нагрузку в плане финансирования проектов по окончательному размещению и социальной интеграции лиц, которым был предоставлен статус беженца. Однако, так работает эта система только в "мирное время".
Следует отметить, что спустя два года после начала российской агрессии, по состоянию на начало марта 2024 года, в Швейцарии проживают около 66 тысяч человек с ВНЖ категории S. Политическое руководство страны, в частности правительство, Федеральный совет, считает необходимым на данном этапе сосредоточить в приоритетном порядке и все свои усилия, и усилия кантонов на сфере занятости.
К тому же на данный момент постоянную работу имеют только 20% украинских беженцев трудоспособного возраста имеют постоянную работу. Это, несмотря на то, что экономика Швейцарии в ситуации по факту нулевой безработицы отчаянно нуждается в рабочей силе. При этом украинские беженцы имеют в среднем более высокий уровень образования, чем даже сами швейцарцы, а также не сталкиваются с особыми сложностями в плане культурной интеграции в швейцарское общество. Поэтому Федеральный совет ставит за цель удвоить число украинцев и украинок, имеющих работу, уже до конца 2024 года до показателя в 40%. Такого рода планы Кабмин озвучил еще в ноябре прошлого 2023 года.
Александр Усик во второй раз победил Тайсона Фьюри: подробности боя
МВФ спрогнозировал, когда закончится война в Украине
Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года
Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев
Была даже поведена научно-практическая конференция, организованная в Берне в середине марта 2024 года, на которой рассматривались проблемы в области интеграции украинцев в швейцарский рынок труда.
Так, беженцы из Украины Елизавета Глынко и Петр Мозолевский, в ответ на вопрос, в чем причины относительно низкого уровня трудовой занятости украинцев в Швейцарии, сказали, что одна из основных проблем – отсутствие механизма признания в Швейцарии дипломов и иных квалификационных документов, выданных в Украине.
К примеру, тот, кто работал психологом в Украине, не может просто так устроиться на аналогичную работу в Швейцарии. Еще одним припятствие является незнание языка.
"Никто не ожидал, что война продлится так долго, поэтому никто не думал о необходимости организовывать для беженцев языковые курсы и запускать программы профессионального переобучения, все это не считалось абсолютно необходимым", - отметил Андрей Лушницкий, почетный консул Украины в Швейцарии.
Однако если бы беженцы были готовы несколько изменить свой трудовой профиль и взяться за несколько иную работу, то тогда вакансий они бы нашли в достаточном количестве.
Такое же убеждение выразила и Даниэлла Лютцельшваб (Daniella Lützelschwab) из Швейцарской ассоциации работодателей (Schweizerischer Arbeitgeberverband). Проблемы есть и у работодателей, которые часто не знают, где эти люди находятся и как их найти. Кроме того, малые и средние предприятия, образующие на 99% основу экономики Швейцарии, просто не имеют необходимых ресурсов для запуска рекрутинговых процессов и профессионального поиска кандидатов среди украинцев.
"Решить эту проблему можно было бы с опорой на потенциал отраслевых ассоциаций и объединений", - сказала она.
Петер Мозолевский выразил мнение, что та же проблема существует и на стороне самих украинцев.
"Многие даже не знают о возможностях, существующих в Швейцарии. Им не хватает информации и коммуникации", - подчеркнул он.
А вот Филипп Бергер (Philipp Berger), руководитель отдела SEM, занимающегося вопросами разрешений на работу (Abteilung Zulassung Arbeitsmarkt), утверждает, что федеральное правительство видит и признает наличие этой проблемы.
"В настоящее время мы работаем над целым пакетом предложений и мер, которые будут касаться как подбора кадров, причем тут мы задействуем, в том числе, и объединения работодателей и работников, так и собственно коммуникации. Это как раз и есть один из извлеченных нами уроков: надо говорить и сообщать о том, что уже создано, уделяя внимание, например, социальным сетям и украиноязычным СМИ", - сказал он.
Вдобавок к этому в марте 2024 года обе палаты парламента, Национальный совет и Совет кантонов, приняли решение упростить процедурную сторону вопроса и заменить требование получать разрешение на работу уведомительной онлайн-регистрацией факта нахождения беженцем работы или работодателем работника или работницы из числа беженцев.
"Прежде всего, нам нужна предсказуемость. Трудно нанимать работников, не имея никакого понятия о том, как долго они еще пробудут в Швейцарии или как долго еще будет действовать сам миграционный статус S. И хотелось бы, чтобы федеральное правительство заранее сообщало нам обо всех своих решениях в этой сфере", - отметила Даниэлла Лютцельшваб.
Кроме того, было бы неплохо распространять и передовой опыт, к пример, кантона Во. Там уровень занятости беженцев из Украины был куда ниже (10%), чем в среднем по немецкоязычной Швейцарии, поэтому кантон разработал свой собственный подход к данной проблеме. Об этом рассказала Изабель Море (Isabelle Moret), депутат кантонального парламента и глава Департамента (министерства) экономики кантона.
По ее словам, украинцы, в отличие от других беженцев, явно не намерены провести остаток своей жизни в Швейцарии. Основное внимание уделяется теперь краткосрочным практически ориентированным программам обучения и переобучения продолжительностью в несколько недель, закончив которые люди сразу могли бы приступать к работе.
Сейчас совместно с отраслевой ассоциацией GastroVaud кантон реализует пилотный проект по набору работников для индустрии общественного питания.
"Такой подход особенно целесообразен во всех тех отраслях, где наблюдается высокая текучесть кадров", - сказала она.
При этом Изабель Море не считает особо целесообразным шагом квоту, установленную Федеральным советом на уровне в 40%.
"На самом деле каким-то образом устроены могут быть все сто процентов беженцев, причем необязательно в качестве чернорабочих. Несовершеннолетние беженцы должны учиться в школе, 18-25-летние могли бы получать высшее образование, те, кто страдает психическими или физическими заболеваниями, должны лечиться, а не работать. Важны языковые курсы, кроме того, есть еще и матери, которым нужно присматривать за своими детьми, а в Швейцарии с этим и без того трудно", - рассказала она.
По словам Изабель Море, в кантоне Во, к примеру, проживают примерно 3600 человек из Украины в возрасте от 18 до 65 лет.
"Причем нам совершенно неизвестно, что делают примерно 2000 человек из этого списка. Они не зарегистрированы на бирже труда (RAV), они не обращались за разрешением на работу. Возможно, они работают отсюда удаленно на украинские компании или посещают какие-то курсы, не обращаясь к официальным инстанциям. Мы просто ничего про это не знаем. Поэтому мы предлагаем этим двум тысячам для начала зарегистрироваться. Чтобы помочь людям индивидуально и поддержать их, нам нужно элементарно знать, какова их текущая ситуация. Тот, кто не выполнит просьбу о регистрации, должен будет заплатить штраф, но это не потому, что мы хотим обязать их работать, а для того, чтобы нам лучше понимать их ситуацию", - добавила депутат.
Ранее сообщалось, что парламент Швейцарии поддержал передачу замороженных активов РФ Украине.