Пропаганда и постпропаганда выгодны государству как, кстати, и образование, и искусство, которых она также подчиняет себе, как инструментарий правильного завтрашнего мышления, а от него и поведения. Мы такие, какими нас сделали.

Как пелось в одной советской песне - "я тебя слепила из того, что было". С контрповедением всегда и во всех эпохи ведется борьба. Только в наше время резко усилились возможности по отслеживанию такого поведения у населения.

Никто не хочет ссориться с государством. Это машина, которая уже по определению всегда сильнее отдельного человека. Пропаганда создает образцы нужного поведения во всех трех пространствах: физическом, информационном, виртуальном. Человек избавляется от этого давления анекдотом, намеком, даже песней, примером последней была бардовская песня в Советском Союзе.

Человечество склонно многое забывать. Оно не хочет держать в памяти то, что вызывает напряжение, склоняясь к детективам или мюзиклам... Индивид не хочет и не может бороться с индустриально навязываемыми моделями поведения и коммуникации. Они всегда будут сильнее, поскольку государство работает сразу во всех трех пространствах: физическом, информационном и виртуальном.

Идеология и религия как инструментарий виртуального пространства задают и всегда задавали главные стратегические нарративы. Все остальное вытекает из них. Это как карта мира в нашей голове, где подробно расписаны полюса добра и зла. Арестович, кстати, называет целью пропаганды создание безальтернативности (Фейгин, Арестович - 23 сентября 2024). Но создание безальтернативности не работает, если нет наказания за создание альтернатив.

Г. Асмолов говорит об этом же, заявляя: "Основная цель пропаганды лежит в создании когнитивных фильтров и эвристики, которые отвергают любую альтернативную версию реальности. Пропаганда направлена на создание такого эмоционального состояния у людей, которое ослабляет их критическое мышление. Постоянный поток ТВ шоу в основном используется для того, чтобы держать людей в состоянии высокой эмоциональной вовлеченности. Эти шоу следуют искусству драматургии и направлены на создание эффекта привыкания у аудитории" [1].

При этих словах сразу же возникает образ демиурга политического телешоу В. Соловьева с его криками и размахиванием руками... Соловьев - долгожитель телеэфира, он в любых ситуациях нужен власти.

Но государству мало громогласных слов ведущих и застывших у экранов в недвижимости фигур телезрителей. Сегодня государства освоили и работу в интернете, чтобы разными путями распространять нужные ему виды информации. Государство добралось до "святого", которое ему тоже нужно контролировать.

Пропаганда - это мощная раболовецкая "сеть" против индивидуальной "удочки", точнее "множества удочек" постпропаганды. Но даже их суммарная мощь несопоставима с пропагандистской "сетью". Кстати, "ложь" даже в старые времена вырабатывалась мощнее, чем любая индивидуальная "правда". Правду мы можем получить только от независимых источников. Отсюда советское - "есть обычай на Руси, ночью слушать Би-Би-Си"... Хотя сегодня мы понимаем, что тогда одна пропаганда насмерть боролась с другой... И как известно, чем сильнее запрет, тем больше тяга к его преодолению...

Каждый источник борется за то, чтобы его воспринимали как как достоверный... Донесение информации всегда создает вокруг себя ореол правды. Есть даже расхожая фраза "из достоверных источников стало известно". По этой причине нужная информация одевается в "одежды", которые помогут ей преодолеть любой контроль.

Сейчас много пишется о таких "двойниках" российской сети, распространяющих лживую информацию под видом нероссийских источников, например, поскольку российские будут заранее обвинены в предвзятости: "Было опубликовано 2 млн твитов, и за 24 часа их посмотрели 1,6 млн пользователей сети Twitter. В 2024 году МИД Германии сообщал о подобной атаке, но тогда речь шла о 200 тысячах твитов — это в десять раз меньше, чем возможности Doppelgänger сейчас. Причем публикации делаются на как минимум 13 языках одновременно, включая турецкий, арабский и даже корейский, отмечают исследователи. Аналитики пришли к выводу, что такого уровня охвата сети ботов удалось достичь благодаря текстам, сгенерированным искусственным интеллектом. Сеть публиковала разные тексты на одну и ту же тему, с одним и тем же содержанием, что позволило обойти защиту алгоритмов сети Twitter" [2].

Сегодня мы снова, как в советское время, должны включать "мозги" пытаясь отделить правду от лжи. И то это удавалось тогда, поскольку мы были настроены искать ложь в официальных словах. Сегодня, как бы наоборот, мы ищем правду, и это оказалось более сложной задачей. Именно в этом объяснение существования сегодня десятков пропагандистских "ручейков", заменивших громогласный голос пропаганды.

Но по сути пропаганда бессильна, если нужной информации не будут помогать. Информационная конкуренция очень велика, поэтому пропаганде нужна еще и помощь, чтобы не сидеть одиноко на своем олимпе.

Популярные статьи сейчас

Банки не принимают 50 и 100 долларов: украинцев предупредили о возможных трудностях

Последствия революции Достоинства и месть Путина

"Не только пальмовое масло": что на самом деле добавляют в молочные продукты

Украинцы каждый день демонстрируют свой несокрушимый дух - Трюдо

Показать еще

Г. Асмолов предлагает при анализе российской пропаганды опираться на три элемента: дезинформацию, изоляцию и запугивание [1]. То есть важна не только дезинформация, как мы обычно считаем, а и другие две составляющие. Изоляция нужна, чтобы закрыть российское информационное пространство от внешней информации, поскольку она может привнести сомнения в кремлевские нарративы. По этой причине блокируются внешне платформы (Мета и Твиттер), не допускаются независимые источники, которые объявляются иноагентами. Запугивание направлено на местные медиа и индивидов, которые не имею права противоречить продвигаемой государством точке зрения. А иноагенты вообще стали прямым потворением сталинских "врагов народа", хотя и с более мягкими типами наказаний. Не тюрьма, например, а лишение права преподавать. Все, кто имеют выход на широкую аудиторию, рискуют подпасть под это запрет. А это журналисты, писатели, ученые... То есть все те говорящие головы, которых страшится власть.

У Стругацких была хорошая фраза, отражающая цели пропаганды - "Умные нам не надобны. Надобны верные" [3]. По сути государство не хочет заниматься "лишней" работой - убеждать людей, когда можно их просто припугнуть или обмануть, и обман получит нужное распространение, а правда в результате будет подавлена. Всем нам это хорошо знакомо...

Смена господствующего нарратива является главной задачей того, кто ищет правду. Это связано не только с информационным, но и с виртуальным пространством. Кино и литература создают основы такого виртуального нарратива. Был такой пример. Когда Б. Полевой написал очерк о летчике для "Комсомольской правде", Сталин, а он, видимо, читал гранки, вернул его писателю со словами, отложите и лучше напишите повесть. Так появилась "Повесть о настоящем человеке" о летчике Маресьеве, которому ампутировали обе ноги, а он продолжал летать. Сталин увидел в этой ситуации героя и его подвиг. И это, кстати, главная задача пропаганды создавать героев и подвиги, находя их в бесконечном потоке событий. Героя и подвиги становятся образцами поведения, которыми могут руководствоваться индивиды.

Нарратив представляет собой определенную "карту" местности ментального пространства. Там более важно то, что появится в нашем сознании первым при попытке осмыслить происходящую. ситуацию. Мы все берем именно из такого стратегического нарратива, подставляя туда частные конкретные подробности.

Времена Путина привели к смене не только информационного, но и виртуального пространства, то есть стратегического нарратива. При этом стали меняться оценки не только современности, но и прошлого. Переписываются учебники, возводятся новые памятники. Идет как бы наступление прошлого на современность. Отсюда и грозный враг в виде Запада, с которым как-то за ельцинское время успели и подружиться, но пришли иные времена, где Запад вновь занял почетное место врага... Как говорится, свято место пусто не бывает...

Образование и культура интересны тем, что на них большинство не смотрит как на пропагандистские потоки. Культура закрывается от серьезного понимания тем, что это развлекательность, а образование - тем, что все равно надо читать, чтобы получить оценку.

Тут тоже идут свои битвы. Н. Верт говорит о сужении круга разрешенных учебников: «То есть, действительно, был широкий диапазон учебников. А сейчас мы знаем, что есть один-единственный учебник под редакцией Мединского, и когда читаешь этот двухтомник для 10 - 11 классов, то там 6 строчек про Гулаг, 4 строчки про голод 1931 - 1933 годов, одно упоминание о том, что, якобы 2 миллиона человек прошли через Гулаг. И, конечно, большая финальная статья про "Специальную военную операцию" с абсолютно понятной подачей темы», - печально констатирует эксперт " [4].

Россия разрабатывает методы дальнейшей трансформации антиукраинской пропаганды: "террористический трек должен дополнять миролюбивый трек. И должно сводиться к тому, что миролюбивая Россия хочет переговоров и мира, тогда как Украина становится главной страной по обучению террористов в мире (для определенных стран будет продвигаться идея, что это делается с помощью и по заказу Запада, а на Западе это будет подаваться, как самостоятельная инициатива Украины). Эта история, между прочим, является с одной стороны, частью забытой кампании о продаже западного оружия террористам, а с другой – будет объяснять россиянам зачем вести эту войну и увеличивать численность армии еще почти на 200 тысяч человек. Одним словом – это все выглядит как серьезный информационный вызов, предполагающий комплексный подход к ее решению. Не спорадические заявления, а настоящая проактивная контркампания" [5].

Исследователи фиксируют, что украинский стратегический нарратив в начале войны был четким и структурированным, а сегодня стал хаотическим. Он не позволяет двигаться к общему пониманию будущего. Он также должен быть интересным и вызывать эмоции [6].

Российский нарратив наступает, идя впереди вооруженных действий. Россия опирается и на иностранные источники распространения своей пропаганды. В этом обвинили и И. Маска [7].

Маск повторял чужой контент: "Маск, имеющий 198 млн подписчиков в своей соцсети Х, не менее 60 раз делал репосты контента, связанного с Tenet Media, — с аккаунтов компании или блогеров, которые создавали материалы по договоренности с ней [...]. В результате миллиардер поделился выгодными для России высказываниями и темами (не зная, что они подготовлены на российские деньги) с десятками миллионов человек" [8]

Исходное сообщение претерпевает энное число трансформаций, прежде чем попадает к потребителю. Чтобы сделать "американскими" свои сообщения, Россия использовала отдельную компанию американскую компанию Tenet Media: "О Tenet Media стало известно после того, как Министерство юстиции США в начале сентября предъявило уголовные обвинения в связи размещением через нее российского пропагандистского контента. Деятельностью компании из штата Теннесси в реальности управляли сотрудники Russia Today (RT) Константин Калашников и Елена Афанасьева, говорится в обвинительном заключении. Их деятельность приводится в качестве примера одного из «тайных проектов», которыми хвасталась главный редактор RT Маргарита Симоньян. По ее словам, с помощью таких проектов выгнанная из западных стран RT продолжает влиять на их общественное мнение" [9]. Это модель внедрения своего сообщения в чужой канал, который пользуется большим доверием.

Это все попытки выравнивания чужого поведения и мышления [10 - 11]. Чаще всего система усиления своего сообщения усиливается с помощью мимикрии под чужие источники. Цель отправителя сообщения одна - достичь своего потребителя. А средства этого уже становятся вторичными, лишь бы само сообщение дошло.

Россия меняет свой главный нарратив на глазах. Профессор Страсбургского университета Э. Кустова считает, что Россия реально возвращается от многогранности к черно-белому миру: "Сама по себе такая схема и такой подход не являются чем-то новым. Они были характерны для советского периода, и Перестройка в значительной мере заключалась в том, чтобы оспорить и поставить под сомнение такой подход. И в это время переоценка истории советского прошлого и советского рассказа о прошлом была в центре Перестройки. В 90-е среди историков было ощущение, что тот подход был разрушен, подвергнут жесткой критике, от него отказались и теперь мы движемся в направлении все более сложного и многогранного понимания истории" [12].

Отсюда возвращение фигуры Сталина и закрытие мемориалов его жертв. Соответственно, эту точку зрения воплощают в учебниках, фильмах, эстраде... А "правильное" поведение населения придет в результате этого"правильного" мышления...

Пропаганда активно осваивает эстраду, поскольку это то, что люди могут слушать без конца, даже не вдумываясь в содержание. Шаман поет: "«Я – русский, я иду до конца. Я – русский, моя кровь от отца. Я – русский, и мне повезло. Я – русский, всему миру назло»,– поют миллионы поклонников артиста по всей стране. По уровню патриотизма многие сравнивают эту песню с «Офицерами» Олега Газманова. А самого исполнителя называют новым Николаем Расторгуевым" [13].

Кстати, Шаман заканчивает свои концерты исполнением гимна России, в его биографии есть и такие строки: "12 апреля 2023 года Shaman выпустил песню «Мы» вместе с первым клипом. Второй клип был опубликован 20 апреля — в день рождения Адольфа Гитлера. Ряд обозревателей отметили, что эстетика клипа напоминает нацистскую: образ Shaman напоминает юношу-нациста из фильма «Кабаре», певец носил кожаную куртку с повязкой в виде российского флага на левом плече, а также взмахивал левой рукой на уровне груди. 20 июля 2023 года Shaman выпустил песню «Мой бой», название которой было переведено в немецких субтитрах к клипу YouTube как «Mein Kampf»" [14].

Что тут можно сказать? Как говорила Алиса в одном из переводов "Алисы в Стране чудес": "Все чудесатее и чудесатее"...

Понятна и забота министерства юстиции США о защите своих выборов, которое заявило: "Мы не будем терпеть попыток авторитарных режимов использовать наши демократические системы управления" [15]. Это о том, что две тысячи российских видео получили 16 миллионов просмотров только на YouTube... И это был англоязычный продукт, вполне доступный для американского пользователя.

Идеология и религия определяют и задают верхний полюс нашего сознания. Каждая страна или группа стран пытаются добиться расширения "своего" за счет сужения "чужого". Сложность внедрения пропагандистских нарративов сегодня состоит в том, что они потеряли свою обязательность, которая была характерной для советского времени. Расширение "своих" (идеологии, религии, экономики, военной силы) составляет основу жизни государств по отношению к чужим пространствам. Мы кажемся самим себе сильнее, когда нас слушают, и слабее, когда слушаем мы...

Литература

1. Asmolov G. Why Propaganda Survives in the 21st Century: Eight Points about Russian Propaganda https://www.academia.edu/82050950/Why_Propaganda_Survives_in_the_21st_Century_Eight_Points_about_Russian_Propaganda

2. Кремлевская сеть ботов в десять раз увеличила охват пользователей соцсетей. Теперь ее сообщения видят более 1,6 млн пользователей в сутки https://theins.ru/news/272248

3. Гурский Л. "Умные нам не надобны. Надобны верные…" https://nversia.ru/news/umnye-nam-ne-nadobny-nadobny-vernye/

4. Как происходит переосмысление истории в странах Запада и в России https://www.golosameriki.com/a/how-history-is-being-rethought-in-western-countries-and-in-russia/7793337.html

5. Денисенко В. Россия меняет главный коммуникационный нарратив войны https://glavcom.ua/ru/think/rossija-menjaet-hlavnyj-kommunikatsionnyj-narrativ-vojny-1020987.html

6. Захарченко А. та ін. Стратегічний наратив України: що це, чому важливо та до чого тут Курський наступ https://detector.media/infospace/article/232466/2024-09-22-strategichnyy-naratyv-ukrainy-shcho-tse-chomu-vazhlyvo-ta-do-chogo-tut-kurskyy-nastup/

7. How Elon Musk amplified content from a suspected Russian election interference plot https://www.nbcnews.com/tech/social-media/elon-musk-shared-tenet-content-thought-part-russian-plot-rcna171520

8. Suderman A. a.o. Right-wing influencers were duped to work for covert Russian operation, US says https://apnews.com/article/russian-interference-presidential-election-influencers-trump-999435273dd39edf7468c6aa34fad5dd

9. Илона Маска уличили в распространении подготовленной сотрудниками Симоньян пропаганды https://www.moscowtimes.ru/2024/09/19/ilona-maska-ulichili-v-rasprostranenii-podgotovlennoi-sotrudnikami-simonyan-propagandi-a142707

10. Как происходит переосмысление истории в странах Запада и в России https://www.golosameriki.com/a/how-history-is-being-rethought-in-western-countries-and-in-russia/7793337.html

11. 2024 Tenet Media investigation https://en.wikipedia.org/wiki/2024_Tenet_Media_investigation

12. Suderman A. a.o. Right-wing influencers were duped to work for covert Russian operation, US says https://apnews.com/article/russian-interference-presidential-election-influencers-trump-999435273dd39edf7468c6aa34fad5dd

13. 10 лучших песен SHAMAN: хит, написанный за одну ночь, обвинение в плагиате и гимн России https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/muzyka/pesni-shamana/

14. Shaman https://ru.wikipedia.org/wiki/Shaman

15. Tucker E. a.o. With charges and sanctions, US takes aim at Russian disinformation ahead of November election https://apnews.com/article/russia-justice-department-election-foreign-influence-4888f4bfc61e46173101060ad0321d2f