Знаете, в чем главная трагедия этой войны? В том, что она начиналась как война свободы и тирании, цивилизации и варварства, света и тьмы. В феврале 2022-го это было настолько очевидно, что мир стал черно-белым. И моральное превосходство над брутальными оккупантами стало нашим основным оружием. Слова "посередине" и "компромисс", казалось, умерли в Мариуполе, Буче и Ирпене в марте 2022-го...
Но когда война стала новой нормальностью, оказалось, что помимо безусловной логики международного права, которое было и остается на нашей стороне, помимо естественного морального превосходства жертвы над насильником, мы оказались похожими на россиян гораздо больше, чем нам бы того хотелось и чем мы готовы признать.
Такое же (или еще более) неэффективное государство, такие же шумные коррумпированные власть имущие, такой же критический недостаток стратегического мышления, такое же конвертирование чужих трагедий в собственные состояния, такая же готовность воевать чужими жизнями до победного конца, такая же пропасть между официальной идеологией и реалиями жизни.
В этом очень трудно признаться, но за 2,5 года войны общая с РФ гнилая советская ДНК стала проявляться в украинцах настолько ярко, что этот факт уже невозможно игнорировать. Главный ее признак – государствоцентричность. Человек для государства (независимо от качества последнего), а не государство для человека. И этим мы радикально отличаемся от Европы, куда так декларативно стремимся.
По иронии судьбы, эта общая с россиянами ДНК даже способствует нам на фронте. Бескомпромиссность и знакомое с моего детства "мы за ценой не постоим" помогают совершать чудеса героизма и достигать невозможного. Причем это невозможное далеко не всегда целесообразно.
И естественно, что всю эту сущностную схожесть с россиянами мы прикрываем внешней манифестацией нашей инаковости. Отсюда парад топонимических переименований, отмена русскоязычной литературы (в том числе и той, что писали украинцы), попытки переписать историю в ключе извечной борьбы украинского народа за освобождение от российского имперского ярма et cetera, et cetera, et cetera...
Наиболее непримиримые зелоты, как правило, неофиты. Потому что именно им нужно постоянно и агрессивно доказывать, что они не запятнаны ересью москвофильства. Интересно, сможет ли Олег Кипер процитировать что-то наизусть из Стуса, знает ли он, кто такой Анатоль Лупинис, читал ли "Малороссейку" Шевелева, чтобы исследовать корни "имперскости" части украинской культурной элиты?
Вот в Ковеле давно уже улица Гагарина стала улицей Клима Савура, ул. Михаила Глинки – улицей Елены Левчанивской, а ул. Василия Сурикова – улицей Николая Михновского. Конечно, есть там и улицы Степана Бандеры, Евгения Коновальца и Тараса Боровца (основателя УПА). Что никак не помешало ковельчанам фактически взять в осаду ТЦК, освобождая здоровых молодых людей от отправки на фронт – спасать от московских агрессоров Украину. А этнический украинец Сергей Луцюк, бывший руководитель Ровенского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки, брал взятки не хуже своего одесского коллеги - этнического русского Евгения Борисова. Хотя в Ровно давно вычистили все остатки имперской и советской топонимики.
Казаться украинским патриотом намного легче, чем им быть. Усвоить айдентику намного легче, чем практиковать этику. Говорить на изысканном украинском где-то в Тернополе или Львове легче, чем вопить суржиком и матом где-то в окопах на Донетчине.
Это не значит, что не нужно учить украинский или оставлять памятник Екатерине в центре Одессы. Это означает, что часто за украинской вышиванкой скрывается тот самый "советский человек" – низкий, жадный, лживый и сервильный. И чем громче он кричит "Слава Украине!!!", тем внимательнее нужно следить за его руками.
Чтобы не получилось, что вывески мы поменяем, а суть нет...