В этом году исполнилось 120 лет, как, член Тайного совета британского короля Эдуарда VII, британский географ Хэлфорд Маккиндер прочитал доклад «Географическая ось истории». Согласно этому докладу, и его последующим работам, оформилась доктрина геополитики, которая предполагала, что власть в мире принадлежит тем, кто контролирует Хартленд («сердцевинную землю»).
Хартлендом Маккиндер назвал часть территории Евразии, расположенной преимущественно в тогдашней Российской империи.
После опубликования работы «Географическая ось истории», и последующих работ Маккиндера и его последователей, геополитика стала мейнстримным основанием для выработки решений в международной политике для всех мировых акторов. Стоит хотя бы упомянуть два имени: Генри Киссинджера и Збигнева Бзежинского, мнения которых были несвободны от учения Маккиндера, уделявшего такое внимание Хартленду.
Для того чтобы обосновать почему именно владение этой территорией так важно, Маккиндер выдвинул два соображения. Первое соображение носило военно-стратегический характер: территория Хартленда является природной крепостью, которую практически невозможно завоевать. В своей последующей работе «Земной шар и обретение мира», 1943 года, в доказательство этого довода, он приводит пример из Второй мировой войны- о неудаче немцев на Восточном фронте. Второе соображение: Хартленд богат природными ископаемыми и людскими ресурсами. Будущее строительство множества транссибирских магистралей и дорог для грузовых автомобилей станет тем решающим фактором, который увеличит важность этого региона. А рост населения и бурное промышленное развитие сделает Россию «величайшей сухопутной державой на планете».
Значение работ Маккиндера трудно переоценить. Вся история 20-го века являлась борьбой за Хартленд. Именно теория геополитики Маккиндера была той отправной точкой для всех действий совершаемых акторами в международной политике. Работает эта теория и сегодня.
В русско-украинской войне сталкиваются интересы атлантистов (Британия и США) и России в борьбе за Римленд, который позволит контролировать Хартленд ( Римленд- это страны которые окаймляют Хартленд-термин введен в 1944 году американцем Николасом Спикменом, которые дополнил в 1944 году теорию геополитики Маккиндера этим понятием. Т.е. кто контролирует Римленд, тот контролирует Хартленд, считал Спикмен, а тот, кто контролирует Хартленд, контролирует Мировой остров -Евразию, а следовательно весь мир. Уже Маккиндер упоминал Восточную Европу, как средство контроля над Хартлендом, а Спикмен просто расширил это понятие и кроме Восточной Европы указал на все страны, которые окружают Хартленд).
Что тут можно сказать? Так называемая Маккиндером, «природная крепость» вполне могла бы быть завоевана, если бы не помощь союзников СССР по ленд-лизу (это признавал Хрущев: «Хочу откровенно высказать своё мнение о взглядах Сталина на способность РККА и СССР справиться с нацистской Германией и выдержать войну без американской и английской помощи. Во-первых, хочу сказать о некоторых замечаниях, сделанных Сталиным и неоднократно повторённых им во время «непринуждённых» разговоров между нами. Он прямо сказал, что если бы США нам не помогли, мы бы войну не выиграли. Если бы нам пришлось сражаться с нацистской Германией один на один, то такого давления мы бы не выдержали и войну проиграли бы».). А немцы могли бы выиграть войну потому, что немецкий военный менеджмент был более совершенен, чем военный менеджмент в СССР (наличие к началу войны у немцев доктрины бронетанковых войск Гудериана, революционное использование штурмовой авиации для прорыва фронта и пр.). При сопоставимых с СССР объемах техники, которые остались в деле после катастрофы первых месяцев 1941 года, немцы (особенно в первый период войны 1941-43 гг.) значительно лучше управлялись и в военно-стратегическом, и в оперативном смысле. Только после того, как американская военная промышленность вышла на полную мощность к 1943-44 годам и заработал ленд-лиз, плюс значительные ресурсы Германия стала тратить в подводной войне на море с Британией и США, вопрос проигрыша Германии на Восточном фронте был решен, и «природная крепость» России не имела такого уже такого решающего значения в победе, по сравнению с помощью союзников.
Большое количество транссибирских железных дорог, как думал Маккиндер, так и не были построены в СССР на протяжении почти всего 20-го века. После 1904 года в остальном мире было найдено достаточное количество полезных ископаемых (взять хотя бы нефть на Ближнем Востоке, в Северной и Южной Америках, Северной Африке, Северной Европе и пр., найденной уже после 1904 года), чтобы сделать утверждение об исключительном богатстве Сибири не таким важным для мирового развития.
Кроме того, изобретение морского контейнера в 1956 году, давшего начало «контейнерной революции в морских перевозках, сделало крайне эффективными эти морские перевозки, снизив себестоимость загрузки грузов на морские суда в 37 раз (!). Понимание того, что технологии важнее географического положения высказал Эмери, выступивший тогда в 1904 году на обсуждении доклада Маккиндера с такими словами: «море лучше подходит для перемещения войск, если только в нашем распоряжении нет пятнадцати или двадцати идущих параллельно железнодорожных путей. Думаю, можно сказать так: море и железная дорога в будущем, близком или, может быть, отдаленном, примут к себе воздух, как средство передвижения; когда это произойдет …, нынешнее географическое распределение в значительной степени утратит свою ценность. Успех будет сопутствовать государствам, обладающим крупнейшей производственной базой. Не имеет значения, где они находятся – в центре континента или на островах; народы, располагающие промышленным могуществом, силой изобретательства и науки, смогут победить всех остальных». Отвечая на реплику Эмери, Маккиндер сказал, что: «господин Эмери слегка увлекся в своем предположении, что крупные армии возможно перемещать исключительно посредством морского флота. Немцы направили во Францию почти миллион человек, перевозили людей и грузы по железным дорогам. Россия тарифами и другими способами неуклонно развивает свою внеокеаническую, простите мне такое выражение, экономическую систему. Вся ее политика – тут и пошлины, и собственная ширина железнодорожного пути – состоит в том, чтобы обезопасить себя от внешней океанической конкуренции». Как мы видим, он тут опять ошибся. Эмери был прав, союзники в 1944 году в Нормандии высадили огромное количество техники и личного состава. Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией по одновременному десантированию морем 156 тыс. военных при поддержке 195 700 моряков и с одновременным привлечением около 5 тыс. боевых и транспортных судов всех типов и видов. А Россия, спустя 120 лет с речи Маккиндера, так и не решила логистические задачи доставки грузов по суше в необходимом объеме, и вовсю использует танкерный флот для торговли нефтью в 2024 году. Т.е. Маккиндер недооценил возможности Запада создавать новую технику, и переоценил промышленные способности России.
Такую же ошибку совершил Маккиндер в отношении населения Российской империи. Если в начале 20-го века она была на третьем месте, после Китая и Индии. То теперь РФ лишь только на 9-ом месте.
Однако, как говорил итальянский социолог Вильфредо Парето, старые идеи в головах умирают с трудом, и сознание нынешних международных элит по-прежнему заражено этой порочной идеей о тотальной, исключительной важности Хартленда для мирового экономического развития и в военно-стратегическом смысле. Деятельность атлантистов, по овладению контролем на Хартлендом, по-прежнему, как и во времена Маккиндера и Холодной фойны, не прекращается ни на минуту.
На самом же деле владеет миром тот, кто владеет совершенными технологиями. Именно начавшееся ускоренное промышленное развитие Британии в начале 19-ого века, а затем в последующем времени и в остальной Западной и Центральной Европе и США, позволило этим странам начать доминировать в мире, а вовсе не их географическое положение. Развивая науку и занимаясь технологическим развитием, в стиле промышленной политики Гамильтона-Листа, экономически поднялись страны: Франция, страны Бенилюкса, Швейцария, Австро-Венгрия, Германская империя (1871-1918 гг.), Япония в эпоху императора Мэйдзи, Италия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур -все после Второй мировой войны, и современный Китай. А современная РФ, отказавшаяся от промышленного развития в 1991 году, сегодня находится всего лишь на 11-ом месте в мире по ВВП (номинал). А по ВВП (номинал) на душу населения и вовсе на 63-ем месте. Сегодня Хартлендом, скорее всего, должны быть названы, страны находящиеся на передовой науки и технологий. Такими они, кстати, были уже и в эпоху Маккиндера. Именно техническое превосходство позволило жителям небольших по размеру Британских островов создать огромную мировую империю. Просто Маккиндер, как географ, ничего не понял о роли технологий для достижения могущества в современном ему мире.
Цены на картофель взлетели на 300%: сколько стоит в октябре
Ураган "Милтон" приближается к побережью Флориды: миллионы людей срочно эвакуируются
До 1700 гривен штрафа: что теперь следует знать водителям об обслуживании авто
Украинцам показали, как изменились тарифы на электроэнергию для разных категорий с 1 октября
То, что и сегодня решения в международной политике по-прежнему в значимой степени принимаются на основании трудов географа Хэлфорда Маккиндера, который как мы видим слабо разбирался в военной-стратегии, науке и промышленной политике, очень прискорбно для человечества.