Мирча Элиаде видный румынский, французский и американский философ культуры и историк религий в своей работе «Аспекты мифа» (Париж, Галлимар, «Идеи», 1963) писал, что «Уже более полувека западноевропейские ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания».
И, что «мы же истолковываем слово «миф» совсем не в этом смысле (хотя он и самый распространенный). Нас интересует, если говорить точнее, не та ментальная стадия, не тот исторический момент, где миф стал вымыслом. В первую очередь мы будем исследовать те общества, где миф является (или был до самого последнего времени) «живым», в том смысле, что он предлагает людям примеры для подражания и этим самым сообщает значимость человеческой жизни. Понять структуру и функцию мифов в таких традиционных обществах значит не только прояснить некий этап в истории человеческой мысли, но и лучше понять одну из важнейших категорий современной жизни».
Далее Мирча Элиаде пишет: «Миф дает полную уверенность человеку в том, что все, что он готовится сделать, уже когда-то было сделано, он помогает прогнать сомнения, которые могут зародиться относительно результатов предпринимаемых действий. Зачем колебаться перед предстоящим морским путешествием, если мифический герой его уже осуществил в легендарные времена? Нужно только следовать его примеру. Таким же образом вы не должны испытывать страха, когда обосновываетесь на новой и неосвоенной территории, поскольку известно, что нужно делать».
По мнению Мирчи Элиаде, эта техника-поступать в современную эпоху так, как поступали когда-то наши мифические предки, укоренено в нашем подсознании и, в силу этого, весьма практичная психологическая практика, приводящая к устранению излишних сомнений при принятии решений: раз наши предки справлялись с такого рода вызовами, справимся и мы. Люди, не обладающие такой техникой актуализации мифа (термин Мирчи Элиаде), будут вечно нерешительными и парализованы при принятии необходимых решений, так как не в состоянии будут остановить поток негативных мыслей, которые будут предостерегать людей от совершения действий, могущих привести вероятного деятеля к беде.
Эту технику использовали, например, в свое время португальские мореплаватели, в 15-16 вв., которые на утлых суденышках того времени, пересекали Атлантический океан к берегам Бразилии (так она была и открыта случайным образом), чтобы преодолеть муссонные ветры, которые возле экватора дули навстречу движению судов, двигавшихся к мысу Доброй надежды. Это у них тогда называлось «предаться океану» (Фернан Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.). Если бы они не обладали этой техникой «актуализации мифа», вряд ли они вообще бы вышли в море.
Я разделяю эту точку зрения, и с этой позиции, сформулированной Мирча Элиаде, попытаюсь опровергнуть, фальсифицировать (термин методолога науки Карла Поппера) тот общественно-политический дискурс, сформировавшийся в настоящее время в Украине, с целью выдвижения новых, полезных мифов, которые мы должны актуализовать (термин Элиаде) т.е. сделать эти новые мифы фактами экономической и технологической практики.
Что происходит в нашем современном общественно-политическом дискурсе негативного, что вредит нашему развитию?
По моему мнению, мы совершаем огромную ошибку, исключая время пребывания Украины в составе Российской империи и СССР, как время достижений и развития. Мы представляем это время, как время унижений и деградации, хотя реальные факты говорят об обратном. Они говорят о том, что украинцы внесли огромный вклад в экономическое становление Российской империи и особенно в становление СССР. Без вклада украинского этноса вряд ли бы реализовался проект сначала русских царей(которые после Петра І по крови были совсем не русские), а потом коммунистический проект, когда у власти с 1953 года до 1982 года, почти 30 лет, СССР правили первые и генеральные секретари, выходцы из Украины, Никита Хрущев и Леонид Брежнев.
Во времена Российской империи и СССР, было совершено много преступлений против народов их населяющих, но много преступлений было совершено и государствами, которые мы сегодня считаем цивилизованными, относительно народов, которые населяли эти страны. Вспомним, хотя бы, отношение белого населения в США в свое время к индейцам и афроамериканцам, британцев - к африканцам и индийцам, французов- к алжирцам, бельгийцев- к конголезцам. И таких примеров множество.
Но во время Российской империи и СССР, в то же время, на территории, которая тогда и сегодня, была и есть, Украиной было реализовано много успешных в экономическом и технологическом смысле проектов.
Вместо того, чтобы все время сосредотачиваться на негативных фактах правления, нам бы сегодня стоило находить позитивные факты правления того времени, и мифологизировав их, используя технику «актуализации мифа» Мирчи Элиаде, претворять их в современную нам жизнь.
Какой экзистенциальный вызов сегодня для нас главный? Таким вызовом для нас сегодня является война с Россией. Чего нам сегодня не хватает? Уже очевидно для всех, и это публично сказал наш Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины Валерий Залужный, нам не хватает технологий, в том числе и военных. В предыдущую эпоху, время развития Украины в рамках Российской империи и СССР, мы находили такие решения в сходных обстоятельствах? Безусловно, да!
Во второй половине 19-века, в отсталой тогда Российской империи началось капиталистическое догоняющее экономическое развитие. К Первой мировой войне темпы роста экономики Российской империи (значимой частью, которой была Украина) были одни из самых высоких в мире. Руководитель Юго-Западной железной дороги Российской империи (которая находилась в Украине) граф Витте (выходец из Прибалтики, из остзейских немцев) был руководителем этой железной дороги (1880-89 гг.), потом он стал министром финансов(1892-1903 гг.) и премьер-министром Российской империи (1903-06 гг.), и проводил в экономике мероприятия промышленной политики. Почему? Потому что его интеллектуальное развитие, как премьер-министра, находилось на высочайшем уровне того времени. В отличие от некоторых наших премьеров нынешнего времени, он знал, кто такой экономист Фридрих Лист. В то время когда Германская империя (1871-1918 гг.), претворяя в реальность учение Фридриха Листа о промышленном протекционизме, достигала неимоверных результатов в экономическом развитии, Сергей Юльевич Витте в возрасте 40 лет, написал труд «Национальная экономия и Фридрих Лист»(которая была издана в Киеве в 1989 году), где он доказательно аргументировал, что только теория Фридриха Листа может дать Российской империи ( а значит и той ее части, которая была Украиной) те возможности в развитии, которые уже реализовывала Германская империя. Достижения Витте в развитии имперской (в том числе и в той части империи, которая была Украиной) экономике, стали этапом в развитии Украины, которые потом продолжились во времена первых пятилеток в УССР. Сами по себе пятилетки не были порочной практикой в экономике, их потом использовал южнокорейский лидер Пак Чонхи и его последователи, правда они применялись в частной по характеру собственности экономике, в отличие от УССР (всего их в Южной Корее их было семь с 1962 года по 1996 гг.).
Орбан внезапно восстал против Трампа
Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Можем мы сегодня сказать, что граф Витте был, в том числе, и украинским патриотом? А почему бы и нет? Можем ли мы сегодня сказать, что наши экономические лидеры должны поступать как он, а именно наблюдать, что приводит в современном мире страны к успеху и делать как они, а не делать, то, что нам предлагают делать мировые финансовые институты (МВФ и Мировой банк), которые не заинтересованы в нашем развитии. Конечно, да!
Второй пример. Сергей Павлович Королёв-уроженец Житомира, родившийся в нем в 1906 году, во времена Российской империи, учившийся в Киевском политехническом институте, в 1921 году активно участвовавший в Одессе в авиационной общественной жизни, и совершивший технологическую революцию в мировой космической отрасли во времена СССР, запустив первый в мире искусственный спутник Земли и отправив впервые человека в космос! Можем ли мы сегодня считать его украинским патриотом, и предлагать украинскому общественно-политическому дискурсу его жизнь, как миф, с целью его актуализации подрастающим поколением? Конечно да!
Малоизвестный сегодня в Украине факт: в г. Львове, который сегодня является украинским городом, в свое время, между Первой мировой войной и Второй, жил и работал Станислав Улам-еврейский математик, который потом в США, куда он эмигрировал, вместе с физиком Эдвардом Теллером, изобрёл первую в мире термоядерную бомбу (то есть, выходец из Польши, теперь это Украина, совершил технологический прорыв), и таких прорывов нам сегодня не хватает. Да, г. Львов тогда находился в Польше (Вторая Речь Посполитая). Но украинское население и тогда составляло большинство в Восточной Галичине. Так чей был математик Станислав Улам: польский, еврейский или украинский тогда? Мне представляется, что этот вопрос является вопросом некорректным. Нам необходимо сегодня подойти к этим вопросам исключительно с точки зрения национального прагматизма: все что работает на победу над Россией, является правильным- Станислав Улам, человек живший в свое время на территории, которая является сегодня частью Украины, должен стать национальным мифом Украины, и мы должны актуализовать его опыт.
Все деятели, которые развивали Украину будь то во времена Богдана Хмельницкого, будь то во времена Российской империи и СССР-это украинские патриоты: всё что они создавали- осталось в Украине и в мире, и мы, и человечество в целом, этим пользуется и сегодня.
Почему я привел именно этих людей из мира экономики и технологий, которые жили в разных государственных формированиях, но на территории нынешней Украины? Потому что нам не хватает сегодня украинских героев из экономического и технологического миров (что поделать - независимости Украины чуть более 30 лет), и при этом очень много украинских героев из мира литературы и других разделов культуры, борьбы за независимость Украины, которых мы заслуженно чтим. Однако на войне в зачет, прежде всего, идут технологии и экономика, и какая-то варварская, некультурная страна, но с развитыми технологиями и современными вооружениями может вполне нанести поражение цивилизованной стране, которая этих технологий не имеет, и не в состоянии их произвести самостоятельно (мы не можем зависеть только от внешних поставок вооружений и техники).
Мы должны самым решительным образом изменить парадигму нашего общественно-политического дискурса. Также, как и тех воинов, которые разговаривают на русском языке, сражаясь с российскими агрессорами на востоке и юге Украины, мы должны поднять на щит, таких деятелей прошлого, как граф Витте, Сергей Королев, и Станислав Улам, имевших великие и выдающиеся успехи в экономическом и технологическом плане. Необходимо сделать из них наших мифических героев, и повторить, актуализовать их опыт, их практику в нашу современную эпоху, используя психологические практики Мирчи Элиаде.
Сегодня мы должны «предаться технологическому океану», как предавались ему наши мифические предки Витте, Королёв и Улам. И только тогда мы сможем победить Россию.