Предельный уровень содержательной организации сознания человека это:

- картина мира

- кто я в этом мире - идентичность, кто другие

-зачем и как я живу в этом мире.

Предельный для нормального, социализированного человека. Это и есть взрослый человек, со своим "программным обеспечением". Он способен функционировать в социуме, так как благодаря семье, школе и пропаганде впитал картину мира.

Человек есть и тело, и социум, и его психика (эмоции, мысли) и высший уровень «сборки» - картина мира, идентичность, смыслы. Этот последний аспект я буду называть уровень культуры, или духовный аспект.

Соответственно, у разных людей картины и идентичности разные. Поэтому, общее поле взаимодействия воспринимают по-разному: у каждого своя картина происходящего и разные смыслы. И это обусловлено "предустановленной" картиной мира. Это ведет к недоразумениям, конфликтам и переговорам как способу согласования различий. В переговорах появляется более общая карта, картина ситуации. В семье, среди соседей, в бизнесе, обществе.


Люди из одной социально-исторической культуры (евреи, арабы, китайцы, и т.д.) имеют общую картину мира, на предельном уровне описания - мифологическом. И у представителей разных культур - картина мира (миф) и, соответственно, идентичность разная. Цивилизации - это разные общности со свой мифологической картиной мира.

У конкретного человека картина мира имеет уровни, слои - личный, профессиональный, семейный, родовой, своего сообщества, и самый верхний - цивилизационный. Это базовый миф о мире и человеке - чаще всего это религия.

Актуальная ситуация: есть цивилизации со своей картиной мира и они организуют большие группы людей, государства. И есть человечество как люди всех рас, религий и т.п. Но картины мира человечества не существует. То есть всечеловечества не существует, при наличии множества людей.

Картины мира не переводимы одна в другую. Они просто разные. Вообще разные. Когда кто-то из одной картины мира (например, европейцы) пытаются описать то, с чем они сталкиваются в Индии - то они описывают в терминах своей картины мира. И получается описание снимающее неопределенность у европейцев (ах вот оно как, все понятно) , но удивительное для самих жителей Индии. Для европейцев есть индуизм, а на территории Индии нет индуизма, есть много совершенно разных народов (даже индусов нет, только сейчас появляются как политическая нация) с разными религиями. Да и «Индия» — это европейский конструкт. То есть, вместо понимания другой культуры и, соответственно, взаимопонимания, возникает расширение картины мира европейцев и псевдопонимание. Но, плюс в том, что такие "понимания" не только создают новые противоречия, но и сам предмет противоречия появляется и может быть далее, через рефлексию и критику, продолжен процесс взаимопознания - диалог культур.

Когда на Земле не было глобального мира, каждая цивилизация жила в своей географической зоне и не особо пересекалась с другими.

Но человекам, как и всем живым организмам, свойственно размножаться и все живые организмы склонны к экспансии, расширении своего жизненного пространства.

В итоге цивилизации встречаются и сталкиваются - Земля освоена.

Когда нет общей картины мира, и когда есть разница ареалов обитания, то форма коммуникации цивилизаций - торговля.

Когда ареалы становятся пересекающимися, и из-за разницы картины мира и невозможности понять другого из своей картины мира , и стремление к экспансии приводит к конфликтам, столкновениям. Война есть интенсивный способ коммуникации между разными культурами, способ максимального сближения. Так как понимание невозможно, единственная форма близости, сближения - это "физический" контакт. Война, столкновение цивилизаций и есть способ общения при невозможности понять, признать и принять. Стремление к взаимодействию приобретает форму войны. Если же экспансии нет, то общество не развивается (как затерянные племена в джунглях, или трагические последствия для Китая изоляционистской политики императоров позднего средневековья и нового времени). Экспансия ведет к столкновению с новым и тем самым, способствует развитию: чтобы ответить на вызов встречи с неизвестным, нужно измениться. Меняться мало кто хочет, поэтому первый акт встречи с неизвестным - стремление его подчинить своими известными методами. И когда это не помогает, человек переходит к изменениям себя, чтобы соответствовать новому.

При длящемся опыте столкновения (что цивилизаций, что членов семьи) накапливаются взаимные претензии и обиды, появляется история взаимодействия, которая становится частью картины мира и аргументирует усиливающийся конфликт, то есть усиливающееся сближение. В котором все хотят или подчинения другой стороны или понимания, но рискуют уничтожить друг друга.

Ключевая слабость западной цивилизации, в этом конфликте, это экономизм. То есть когда экономические "ценности" (общество потребления) стало на место картины мира. Это примитивизация, отказ от смыслов, блага ради пользы и выгоды. И идеологическая поддержка экономизма - идеология мультикультурализма: принимаем больше людей к себе (есть же еще вина за колониализм) и поддерживаем пространство потребления. Мультикультурализм привел к тому, что в западных странах внутренний раскол, и активное присутствие групп из других цивилизаций, которые легитимно! (следствие политики толерантности) стремятся разрушить западный мир. Признание первичности экономики перед духовными смыслами это и есть духовная деградация. Когда сытый, но безвольный становится питанием для голодного и устремленного. Читай историю развала Римской империи. Экономика вторична, идея первична. Если наоборот - путь к деградации.

Как вариант, на пике потерь, когда все понимаю что уже на грани уничтожения, может появиться воля к выживанию. Но это возможно через признание отличий и права другого на свой образ мышления. Это первое. Но есть и второе - более важное. Возникает общая картина мира и общая идентичность, и новые социальные формы. Например 1648 год в Европе - новый Вестфальский мир, новый порядок, после 30 летней войны, уничтожившей от 20 до 40% населения Европы (по разным подсчетам). После 1945 - появление идентичности "европейцев" и ЕС.


Да, сохраняются все уровни идентичности, и в семье, которая состоит из этнических французов, могут друг друга ненавидеть, и баварцев в Германии считать какими-то особенными, и французы и англичане недолюбливать друг друга. Но появляется новый "этаж" - европейцы. И еще один "западная цивилизация".

В столкновении цивилизаций - все нижние уровни теряют значимость и люди одной цивилизации, культуры сплачиваются перед лицом угрозы для их мира, их мифа со стороны другой культуры. Украинцы сплачиваются против агрессии России не только из-за территории, но и осознавая намерение России уничтожить украинскую идентичность. Другая цивилизация, экспансивная и уничтожающая твою культуру и есть то, что будет воспринимать как Зло. А мы - естественно Добро. Это мифологический уровень, предельный, описания происходящего.

То, как происходит процесс столкновения, уничтожения или примирения показывает те задачи, которые можно сознательно решить, для того, что бы контакт цивилизаций сделать более конструктивным. Но, конечно, если есть кому такую задачу решать, если появляется субъект такого решения.

На примере отдельного человека - что есть в силах, предельных, самого человека.

1. Разотождествиться со своей картиной мира. И, соответственно, со своей идентичностью. Это значит пережить себя вне идентичности. Не "Я есть Х (европеец)" а "Я есть". А это уже задача нетривиальная. Один из этапов духовной практики.

2. Отождествиться с иной картиной мира. И посмотреть изнутри нее вокруг и на себя. Осознавая эту картину мира. Это многие переживали, когда долгое время пробыли за рубежом, этнографы поселяются в племена чтобы понять изнутри, шпионы и разведчики делают это, ХАМАС просчитал западную картину мира и Израиль. Каждый человек может получит этот опыт, легко и быстро, поучаствовав, в качестве заместителя, в практике расстановок по Хеллингеру.

3. Проделать отождествление и разотождествление с несколькими картинами мира, не пытаюсь собрать общую. Уметь переходить из картины в картину. Это аналогично тому как переходить на разные языки с разными людьми. Нечто подобное делает хороший актер, вживаясь в разные роли, но оставаясь актером.

4. Эффект, которые не очевиден в начале такой практики - появляется осознание без идентичности: ты никто, который может стать кем угодно. Об этом говорил Пико дела Мирандола в своей речи о достоинстве человека:

"Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные".

Это уровень "Я есть", осознанность как качество, способность, духовная сущность человека. То, что в христианском мифе, у человека от Бога.


5. Если такую процедуру делают представители разных культур, цивилизаций, то появляется группа людей с аналогичным, закультурным, трансцендентным восприятием. Человеческим восприятием, но без идентичностей. Это и есть уровень всечеловечества и предельный для человеческой формы. На этом уровне формируется общность, из которой частные культуры и цивилизации выглядят как, например, субэтнические группы украинцев: гуцулы, бойки, подоляки, слобожаны, но все – украинцы. Или разные «виды» европейцев: французы, немцы, англичане, поляки и т.д.

Столкновение цивилизаций, через войну, ведет либо к гибели, либо к постоянному конфликту, либо к формированию человечества как целого.

Хотя, возможно инопланетяне могут ускорить этот процесс – сплочение против общего другого. Но инопланетяне должны быть достаточно опасны и действовать равномерно против всех цивилизаций. Тогда общий враг может сплотить. Но не факт. Пока французы и англичане колонизировали Америку, разные племена индейцев уничтожали друг друга , покупая ружья и порох у англичан и французов.

Варианты развития могут быть разные. Концов цивилизации в истории предостаточно. И те, кто разрушал цивилизации, как варвары, сами становились цивилизацией. И так по кругу. Пока не появиться воля к общечеловеческому благу. А пока не появится - история продолжается).