В Манифесте глобальной трансформации мы определили несколько тенденций:
- глубокий кризис дееспособности международных институтов;
- отход в прошлое понимания мировых процессов, основанного на примате экономики над сознательным волевым управлением;
- определение экономической повестки категориями «прокси-»;
- консолидация откровенно деспотических (а теперь и террористических режимов).
Мы констатировали, что российско-украинская война – это битва за будущее человеческой цивилизации. Исход этой битвы определит мировой порядок на следующие 80 лет.
На сегодняшний день 130 стран, до сих пор не определившихся по поводу своего отношения к российской агрессии, наблюдают как страны демократии сдают тест на свою дееспособность.
Также мы предупреждали о том, что в случае проигрыша Украины и поддерживающей ее коалиции диктатуры не только политически выживут, но и впоследствии могут стать доминирующей мировой силой.
В свою очередь, несоздание новой архитектуры международного взаимодействия послужит однозначным сигналом всем силам тоталитарного, экстремистского, террористического и неонацистского толка, которые есть во всех странах.
Какие выводы можно сделать по ситуации в Израиле?
1. «Преступность организованная, а ты – нет!»
Как сообщают СМИ, в нескольких арабских странах прошли акции в поддержку действий ХАМАС в Израиле. В столице Йемена Сане провели массовый марш, в сирийском Алеппо — уличные акции, а в иракском Багдаде — автопробег с флагами Палестины и «Хезболлы». «Празднования» также состоялись на площади «Палестина» в иранском Тегеране.
«Талибан» поддерживает ХАМАС и заявил, что «готов покорить Иерусалим.
В Украине анонсировали новые правила бронирования и зимние выплаты: уже с 1 декабря
ПриватБанк предупредил клиентов: все начнется 18 ноября
От 32 гривен за литр: АЗС Киевщины показали свежие цены на бензин, дизель и автогаз
Тарифы на газ и свет взлетят уже с 2025 года: эксперт Попенко назвал основную причину
Кроме того, массовые акции в поддержку террористов также прошли в Турции и Германии.
О пропалестинской и антисемитской истерии, которую устроили в российских пабликах, можно писать отдельно.
Таким образом, формируется откровенный антидемократический полюс мира с участием, в том числе, ядерных стран.
На всех континентах есть режимы, которые пока наблюдают за процессами со стороны, но готовы стать частью этого полюса в случае успеха антидемократических стран мира.
При этом наивно думать, что консолидация деспотий автоматически приведет к консолидации демократий, как во времена холодной войны.
2. Европа на тонких ногах
В своем исследовании «Эффект Украины: гибель или возрождение мирового порядка?» Боббо Ло отмечает, что «незападные страны также не хотят вмешиваться, потому что они не видят в российском вторжении исключительное зло — по их мнению, вторжение не хуже, чем другие военные авантюры...».
Но даже в странах Запада тоже не все поголовно восприняли российское вторжение однозначно.
На прошедших парламентских выборах в Словакии победу с результатом в 22,9% одержал бывший премьер-министр Роберт Фицо и его левая партия Smer.
Associated Press написала, что выборы в Словакии стали референдумом по вопросу позиции населения страны в отношении Украины.
The New York Times также отметила, что успех партии «Смер» Роберта Фицо на выборах в Словакии может помочь России в создании трещин в европейской поддержке Украины… Также победа «Смера» может подтолкнуть Словакию к модели «нелиберальной демократии», которую отстаивает Виктор Орбан в Венгрии… Представители Евросоюза также отмечают, что выборы в Словакии станут испытанием того, насколько страны Евросоюза могут быть восприимчивы к российской пропаганде.
Речь не об Украине, а о западной цивилизации в целом.
И парламентские выборы в Словакии могут стать предвестником очень серьезных событий на европейском континенте.
Как сообщает The Economist: В большей части Европы популистские правые партии, такие как «Флаамс Беланг», когда-то отошедшие на периферию, набирают силу. В Венгрии, Италии и Польше они удерживают власть. В Финляндии, Швеции и Швейцарии они имеют свою долю.
В Германии опросы показывают, что партия Альтернатива для Германии (АДФ) набрала 22% по сравнению с 10% на выборах 2021 года.
Во Франции партия «Национальное объединение» (RN), крупнейшая крайне правая партия, имеет поддержку 24%. Добавьте 5% для «Реконкисты», еще одной антииммигрантской партии, и крайне правые станут крупнейшим избирательным блоком в стране.
Не исключено, что Марин Ле Пен, занявшая второе место на двух последних конкурсах, может выиграть следующий, в 2027 году.
В Нидерландах небольшая группа правых популистов также претендует на четверть или более голосов.
Даже в новых демократиях, в которых на протяжении десятилетий не было крупных националистических партий – Португалии, Румынии и Испании – теперь они есть.
И речь даже не в том, что критика «леваков» и «демократов» по поводу ЛГБТК, безответственной иммиграционной политики и т.д., во многом оправдана, а в том, что эта критика идет в связке с отношением к российской агрессии в Украине.
Снова российско-украинскую войну пытаются выставить не как битву за западную цивилизацию, основанную на ценностях, а как локальный конфликт, разборки, по-чемберленовски: «что в одной далёкой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно».
Абсолютное непонимание того, что если Россия как минимум не проиграет (удержит оккупированные территории), то это будет означать проигрыш демократии в целом во всем мире. Демократии как способа организации жизни общества.
Грани между правами человека и интересами государства очень быстро могут быть стерты.
То есть, на сегодняшний день, Европа, как и в 30-е годы ХХ столетия, уже находится в шаге от прихода к власти радикалов. Вчерашние маргиналы сегодня могут взять власть, причём легитимным путем.
Но не только Европа. Как пишет The Washington Post: «В последние годы премьер-министр Венгрии Виктор Орбан стал своеобразным ориентиром для правого движения в США. Находясь у власти с 2010 года, некоторые республиканцы считают его неизменный успех образцом того, как может побеждать и продолжать побеждать националистический проект… Для американских поклонников Орбана его откровенно нелиберальная политика и презрение к западному истеблишменту должны стать примером для подражания.»
3. “Существует одна правда: что ненаказанное зло возвращается. Это неизменное правило жизни.”
Ситуация в Израиле очень красноречиво показала, что бывает, если вовремя не покарать зло.
Для антидемократических режимов (автократий, диктатур, деспотий и откровенной террористических режимов) Россия – это бунтарь, бросивший вызов миропорядку и диктату Соединенных Штатов Америки.
Причем эти «антидемократии» абсолютно индифферентно относятся к человеческим жертвам, в том числе среди гражданских, в том числе среди своих.
Ненаказанная международным сообществом Россия (военным путем, юридически, финансово) воодушевляет и вдохновляет радикалов и террористов по всему миру.
Президент Р.Кеннеди, в 1961 году выступая перед канадскими парламентариями, сказал: «Единственное, что необходимо для торжества зла, — это чтобы хорошие люди ничего не делали».
А что же делать в этих условиях «хорошим людям», желающим сохранить свои демократические и гуманистические ценности?
Логично напрашиваются 3 пункта плана действий для Запада:
-
Военная помощь Украине
Цель: радикально ослабить мировой центр консолидации деспотий и тоталитарных идеологий.
Критерий ее эффективности: к кону весны 2024 года создать радикально худшую для РФ военную, внешне – и внутриполитическую ситуацию, которую нельзя будет оценивать, как ее победу или как ее «непоражение».
-
Проект «Стена»
Цель: опустить «Железный занавес» (военный, экономический, гуманитарный) на восточной границе западного мира, неотъемлемым участником которого есть Украина.
Сейчас «железный занавес», по факту строится, но это должно стать элементом осмысленной долгосрочной политики Запада. (РФ, кстати, этот «занавес» строит со своей стороны ускоренными темпами вполне сознательно).
Но что делать с самими западными странами, внутри которых колоссальный социальный и электоральный ресурс, как раз западные ценности не разделяющий?
-
«Добро должно быть с кулаками»
Цель: возрождение пассионарности Запада.
Предельно расслабленное и аморфное западное общества делало его настолько беззащитным перед пассионарностью радикалов и автократов (как внешних, так и внутренних), что в очередной раз начали раздаваться голоса о вполне реальном и окончательном «закате Запада».
Однако, сам процесс практической помощи Украине (особенно военной), строительство «железного занавеса», а теперь и солидарность с Израилем, подвергшегося террористическому нападению, очень быстро повышает «маскулиность» западного общества и политикума.
У европейских политиков начал вырабатываться тестостерон.
Активная внешнеполитическая повестка, реидустриализация, возрождение военно-промышленного комплекса этому способствуют.
И эта повестка не только благотворно сказывается на экономике и социальной сфере, но при сохранении в полном объеме демократических ценностей, способна перебить риторику правых, и ультраправых.
Например, Bloomberg написал, что «Макрон фактически уже стал лидером ЕС, которым давно мечтал быть.
Глава Франции раньше общался с Путиным и опирался на Шольца, но теперь предпочитает быть более самостоятельным, оказывая влияние на события в Европе через менее шумные партнерства. Это новый курс, более тонкое взаимодействие, которое знаменует собой переход от старых порядков к новому сотрудничеству».
А все потому, что изменилась риторика – сейчас Макрон поддерживает членство Украины в ЕС и НАТО и утверждает, что будет помогать Киеву и дальше, «вплоть до его победы».
Рецепт, как видим, простой. Причем реализуется в стратегии «win-win» (без негативных издержек).
Последует ли Запад этим путем? Будем надеяться, что да. Если хочет сохраниться в качестве демократического полюса мира.
Авторы:
Владимир Шевченко, политолог, доктор философских наук;
Андрей Саварец, аналитик, юрист, автор телеграм канала «Особое мнение».