Миры и матрицы
Человечество создает миры и матрицы.
Матрица суть сложность структуры вне пределов и без неопределенности. Матрица комбинаторно проницаема, но непреодолима. Матрица суть самоотражение сущего вне иных планов, хотя бы сущностного. В матрице вопросы о сущности, смысле, перспективе недопустимы. В матрице нет свободы, всякое существо в ней функционализировано и зависимо от матрицы.
Философия: мир и матрица
Заратустра, Лао-цзы, Будда Шакьямуни, Иисус Христос и Мухаммед пытались творить миры.
По длительному изучению и размышлению: большинство известных философов — Платон, Аристотель, Лейбниц, Гегель, Кант, тем более, Маркс и Фрейд — создавали матрицы. То, что философы считали своим преимуществом, — отказ от Бога или функциональное встраивание Бога в свое мировоззрение — являлось критическим недостатком.
Функционализация в любом качестве транзистенции (в исторической традиции, преимущественно — трансценденции) внутри экзистенции делает из мира матрицу.
Лишь усмотрение транзистенции как неопределенности делает мир Миром. Даже Шеллинг и Шопенгауэер строили матрицу. Даже усомневание в определенности мира у Беркли и Юма не означает попытку миростроения. Может быть лишь Ницше пытался дотянуться мышлением до мира.
Фантасты действовали очень по-разному. К примеру, Толкиен, Ле Гуин, Азимов («Основание», «Конец вечности», все направление про роботов) в основном создавали матрицы. А вот Лем в «Солярисе» и Желязны в «Хрониках Амбера» пытались создавать иной мир или миры.
Мир по Хайдеггеру суть «Erschlossenheit» или «World Ddisclosure», то есть мыслимое целое, из которого все становится понятным и значимым, которое придает смысл всему. Если нет мыслимого целого, то нет смысла, нет понимания, нет значения чего бы то ни было. Если нет Мира, то нет никого вне Мира — такова суть осмысленного мышления.
Хайдеггеровское раскрытие мира — это разворачивание мира для самого себя, а не вовне, для других миров или для Внемирности. В этом смысле хайдеггеровское раскрытие мира суть философское, а не мыслительное.
Картина мира суть значимое представление о мире в некотором хронотопе мыслящей субстанции «Я» или общности «Мы». То есть Картина мира — это представление «на самом деле» для здесь и сейчас, для тут и теперь. Нет Картины мира вообще. Есть Картина мира в этом месте, в это время.
Важным для понимания является различение Хайдеггера Дазайн как подлинного открытого бытия и Экзистенции как переживания существования (у Ясперса — прямо наоборот).
Об ограничениях экзистенциального Мира и транзистенциальное раскрытие
В понимание Мира, кроме философских представлений, автор этого текста ввел некоторые мыслительные представления.
Транзистенция есть изменения, преобразования, переходы, выходящее за пределы однопланетности, за пределы одного мира, за пределы одной экзистенции, за пределы имманентности, за пределы актуальности. Транзистенция суть переход через предел и/или через неопределенность.
Зеленский: Путин сделал второй шаг по эскалации войны
Белый дом: Россия предупредила США о запуске ракеты по Украине по ядерным каналам связи
Морозы до -6, снег, дождь и сильный ветер: жителей Киевщины предупредили об опасной погоде
Россия продемонстрировала возможность ядерного удара по Украине, - Defense Express
Транзистенция принципиальна для раскрытия мира вовне. Транзистенциально Мир суть не только Мирность как целый контекст Внутримирности. Транзистенция суть также Внемирность — Бог, ноосфера, Эгрегор с пределами Хаоса (Левиафан, Молох, Мамона и т.д.), Межмирность как допустимое полагание мирностных пределов и Многомирье как допустимость иных миров с допустимо Иным Бытием.
В человеческом помышлении — мир как целое суть попытка преодолеть множественность и хаотичность интерпретаций внутримирных отражений и достичь некоторой уверенности восприятия-преобразования и самоустановки на путь преображения и пресуществления. Целое суть попытка избегнуть Пустоты и преодолеть Хаос. Отказ от исключительной ориентации на целое дает шанс выдерживать напряжение Пустоты и переносить турбулентность Хаоса.
Мир — лишь доминирующее представление о целом. Мир не только экзистенциально цел, он еще и транзистенциально пределен. Раскрытый мир по Хайдеггеру означает, что мир — не объект, не сущность и не набор сущностей, это то, в чем появляются сущности, что является предельным как поле или горизонт в своей целостности, из контекста которого понимаются всякие внутримирные отношения или вещи.
В этом смысле дазайн, доступный для анализа сути бытия в его экзистенции, как предел являются слабыми для понимания внутримирных явленностей. Лишь транзистенция в немирность позволяет задать предел — как Иной Мир, Иные миры, Межмирность и Внемирность. У Хайдеггера, по большому счету, раскрывается не мир, а экзистенциальная матрица.
Однако транзистенция не сводится к трансценденции. В общем виде, трансценденция или трансцендентность как сущностная характеристика в философии и теологии означает выходящее за пределы имманентности, недоступное опытному познанию.
Трансценденция в теории транзистеции является важным путем-способом выхода за пределы экзистенции, но недостаточным. Транзистенция — масштабнее трасценденции.
В теории транзистенции появляются важные понятия: моноэкзистентность и полиэкзистентность; экзистенты, транзистенты и резистенты; транзистенциальная замкнутость; транзистентная открытость; ойкумена; со-бытие, спутанное меж-бытие. См. авторскую работу «Постулаты о транзистенции».
Кроме того, нужно ввести еще некоторые понятия.
Лекемплет — произвольные внемирные транзиты, имеющие разномерные условно упорядоченные проекции в Мир. Например, условный физический Лекемплет состоит из Вселенной (физического Мира) и физических проявлений Темной энергии и Темной материи (физических проекций Внемирности).
Кроме Картин Мира допустимы Модели Миров. Модели же Многомирья, Междумирья и Внемирности суть Лекемплеты.
Экзистенция есть приковывание цепями к мирностному бытию. Лишь транзистенция вовне Мира, и даже вовне Бытия, допускает мыслительную спонтанность, а не внутримирную свободу помышления. То есть именно проекция этой внемирностной и даже внебытийной спонтанности вовнутрь Мира собственно и является свободой-в-мире.
Матрица в таком контексте — проницаемые экзистенции, вмещающие как проекции друг друга, так и самостоятельные одноэкзистенциальные феномены. Матрица — не мир, ибо не имеет не только целостной экзистенции, но и транзистенции.
Представление о матрице является непосредственным результатом недодуманной хайдеггеровской концепции дазайн-экзистенции из контекста Раскрытого мира.
Матрица суть транзистенциально ограниченное умножение экзистенции, из которого неубедительно предполагают извлечь новые возможности или энергии.
Мир — то, что мыслится-усматривается извне Мира и бытия, а не изнутри. Как это ни может показаться неожиданны и странным, Мир непостижим для философии, ибо в философии «бытие» и «Мир» суть предельны. Мир же постижим в мыслительстве из Инобытия, Внебытия, Внемирности, Многомирья, Междумирья, из разных Лекемплетов.
Ограниченное мышление «Матрицы»
Чтобы были понятны вышеизложенные мыслительные представления, давайте посмотрим на их реализацию в кино и в Интернет.
«Матрица» — американская научно-фантастическая медиафраншиза в жанре киберпанк, которая началась с фильма 1999 года «Матрица», написанного и снятого братьями Ларри и Энди Вачовски и спродюсированного Джоэлем Сильвером.
Позднее, в 2003 году, вышло два продолжения: «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». В 2021 году на экраны вышла четвёртая лента — «Матрица: Воскрешение», которая, однако, была создана без участия основной творческой команды предыдущих фильмов, получив смешанные отзывы и низкие кассовые сборы. На создание повлияло аниме «Призрак в доспехах».
Здесь важен не так сюжет, как способ мышления о мире, его границах, целостности, условиях существования и изменения.
Смысл фильмовой «Матрицы» лишь незначительно повторяет библейные сюжеты в общей схеме создания людей. Однако «Матрица» — это не мир, а значит события фильмовой «Матрицы» — это не создание мира, не изменение мира и не разрушение или уничтожение мира.
Давайте кратко сформулируем смысловые проблемы фильмовой «Матрицы» по отношению к философскому или даже мыслительному представлению о Мире.
1) Размежевание экзистенций в фильме бинарное, в то время как даже сегодня явлены уже четыре — роботическая, виртуальная, космическая, внемирная, причем виртуальная не совпадает с роботической (как в фильме);
2) Размежевание экзистенций происходит через отношение отражений или проекций, то есть новая экзистенция изначально ублюдочна, поскольку не претендует быть зародышем нового мира, а паразитирует на старой экзистенции, на старом мире;
3) Размежевание экзистенций в фильме происходит вне мышления хоть кого бы то ни было, что очень похоже на сегодняшнее время, когда-где мышление запрещено, но вообще так не бывает, поскольку люди, встречаясь с необычным, много времени тратят на осмысление, а не действуют как активные руконогомашущие немыслящие идиоты с подгружаемыми знаниями;
4) Размежевание экзистенций в фильме происходит вне транзистирования, хотя бы в трансценденцию, с базовой установкой «из экзистенции в экзистенцию, минуя транзистенцию», то есть трансценденция заменена умножением экзистенций, а Бог помещен в одну из экзистенций, что позволяет опорочить божественное откровение, вследствие чего можно отнести фильм к дьявольскому умыслу;
5) Бинарность выбора между экзистенциями как основа сюжета фильма и ее соответствие бинарному коду компьютеров выглядит анахронизмом по сравнению с кубитами квантовых компьютеров и тернарному, тетрарному и т.д. выбору уже существующих множественных транзистенций, а в социальной проекции это попытка спасти манипулятивную демократию как выбор большинством навязанного решения в бинарной альтернативе «за» или «против»;
6) Нарушены базовые принципы размежевания экзистенций, о которых дальше подробнее.
Основные постулаты экзистенции
Матрица есть представление из технологического мира. Это так называемый «Deus ex machina» («Бог из машины») в его буквальном понимании. Из технологического развития возникает «Бог», который преобразует Мир в подвластный ему набор технологий — Матрицу.
Проблема Матрицы, весьма ярко, сюжетно и образно показанная в медиафраншизе «Матрица», состоит в принципиальном непонимании онтологически-экзистенциальных начал и пределов всяческой экзистенции и транзистенции.
1. Цельность экзистенции. Экзистенция в принципе не может порождать паразитическую экзистенцию, надстраивающуюся над существующей в виде «Бога» и его слуг «машин». Возможности экзистенции соответствуют энергетике экзистенции. Возможности не могут превышать доступную в экзистенции энергию. И уж экзистенция с большими возможностями принципиально не может энергетически паразитировать на экзистенции с меньшими возможностями, если это энергия одного и того же вида.
2. Разрывность полиэкзистенции. Двойная экзистенция с теми же или сравнимыми возможностями не может порождать разницу энергий, ибо сравнимые по возможностям экзистенции имеют сравнимую энергетику. Удвоение связанных хоть как-то экзистенций с одинаковыми возможностями приводит к распределению энергетики и к их разрыву, либо же к закрытию доступа к основаниям в одной из экзистенций и вырождению одной из них, либо же к двойному посланию Бейтса от двух экзистенций, экзистенциальной шизофрении и уничтожению обоих. Паразитирование равновозможных экзистенций друг на друге неизбежно приводит к бунту и устранению паразитизма.
3. Преобразимость экзистенции в транзистенции. Экзистенция внутри себя непреобразима: сколько бы мы ни комбинировали возможности и энергии экзистенции, это будет одна и та же экзистенция. Замкнутая экзистенция не выживает, то есть экзистенция требует транзистенции для преобразования. Классический пример — имманентное-трансцендентное или материя-дух, в разрыве которых только и может быть энергетический потенциал, но это разные энергии с разными возможностями. В этом примере — материальные возможности и энергия принципиально несравнимы с духовными возможностями и энергией. Лишь преображение себя и преобразование мира порождает принципиально иные возможности и принципиально иную энергию.
4. В мире граница между имманенцией и трансценденцией непроницаема и преодолеваема с запредельным усилием, разрушающем все идентичности и самоопределения.
Проблемы Матрицы
Проблемы видения Матрицы авторами-создателями франшизы «Матрица» состоят в непонимании этих экзистенциально-транзистенциальных постулатов.
Матрица суть антиутопия полиэкзистентного мира, лишенного мышления.
Матрица по фильму суть умноженная экзистенция без участия мышления, без транзистирования в трансценденцию, с нарушением принципов умножения экзистенции, когда они разворачиваются в разных вариантах взаимодействия без выхода на целое-смысл и перспективу Мира, то есть в упрощенном наличном дискурсе для потребителей-идиотов.
Отказ от перехода на следующий смысловой уровень в 4 части «Матрица: воскрешение» демонстрирует смысловое вырождение замысла. Грубо говоря, на следующем шаге (в четвертой серии франшизы) Нео должен был, как минимум, реальность мять как глину, а не продолжать руконогомашествовать, время от времени пользуясь телекинезом и летая.
Это убедительное свидетельство потери, отказа и запрета на мышление Западной или даже всей человеческой цивилизации при сохранении остатков ограниченной воли и упрощенной веры. И ни Китай, ни Индия не блещут тут особыми прорывами.
Складывается впечатление, что современные кинорежиссеры в лучшем случае знакомы с философией, но совершенно не представляют себе ее отличие от софистики и мыслительства, позволяющих ставить вопросы о пределах и неопределенности.
Становится понятным, почему пришельцы не спешат выйти на контакт с землянами. Глядя на эти матричные со спецэффектами фильмы и войны за архаичные смыслы, они вообще не представляют, как можно с нами разговаривать.
Проблемы Метавселенной
Этой проблемой можно было бы пренебречь, если бы мы не оказались в ситуации начала реализации Матрицы со всеми этими принципиальными непониманиями уже сегодня.
Две подряд попытки загнать планетарное человечество в Матрицу — глобальная эпидемия коронавирса с еще более глобальной инфодемией и российско-украинская локально-мировая война — показывают нам последствия недоработок экзистенциальной хайдеггеровской картины мира.
Давайте посмотрим на попытку из глобальной социальной сети Фейсбук сделать Метавселенную.
В принципе разговор о Метавселенной Цукерберга можно было бы отложить до конца российско-украинской войны. Однако цензурирование реальности воюющего мира в социальных сетях при помощи искусственного интеллекта и в СМИ через политическое давление растет настолько интенсивно, что этот разговор оказался уже запоздавшим.
Глобальная инфодемия не фоне мировой эпидемии коронавируса 2020-2022 добавила цензуры в Фейсбук. Кроме негативной цензуры, то есть ограничений по поводу того, чего мы не должны говорить, появилась в отношении коронавируса позитивная цензура, то есть автоматическая плашка со ссылкой на истину или правду о коронавирусе, которую мы должны говорить.
Война России против Украины сделала проблемы Фейсбук очевидными. Информация начала фильтроваться аппаратно-программными средствами, чтобы граждане свободного мира поменьше знали о войнах дикарей, а дикие граждане не могли переносить свою вражду на территорию Фейсбук. Многие лидеры мнений с огромным числом подписчиков стали подыскивать другие социальные сети.
Фейсбук сегодня — это цензура реальности. Смысл цензуры — любой ценой не допустить мышления. Метавселенная, которая должна развиться из Фейсбука в контексте мышления из фильма «Матрица», это мир рабов или цифрового фашизма.
В таком лишенном мышления западном мире претензия не создание Метавселенной собственника и автора Фейсбук Марка Цукерберга выглядит совершенно идиотической. Ибо Метавселенная Цукерберга — это попытка реализовать Матрицу.
Моделирование послевоенного мира, будучи перенесенным в виртуальную Метавселенную вкупе с делегированием принятия решений вдруг повзрослевшему искусственному интеллекту нейросетей, уже создают проблемы для факта самого возникновения такого послевоенного мира, который все больше начинает зависеть от виртуального мира социальных сетей и нейросетей.
Причем нейросети все больше начинают управлять социальными сетями, а не наоборот.
Поэтому переформулируем вопрос Эйнштейна: Дружественна ли к нам Метавселенная?
Метавселенная как Матрица закабаляет нас и принципиально не может быть дружественной.
Метавселенная суть Ойкумена или Мир?
Ойкумена суть пространство знаемого-договорного-определенного.
Мир кроме знаемого-договорного-определенного вмещает также незнаемое-недоговорное-неопределенное.
В мире кроме добра и свободы есть зло и рабство. В мире кроме блага, истины и красоты есть польза, ложь и уродство. В мире есть войны, эпидемии, катастрофы, убийства, насилие, наркотики, торговля оружием и детской порнографией.
В мире кроме добрых людей есть злые люди. И мир дружественен к нам, пока добрые люди борются с ложью и уродством, пока они преследуют и изживают войны, эпидемии, катастрофы, убийства, насилие, наркотики, торговлю оружием и детской порнографией. То есть мир дружествен, пока добрых людей больше и добрые люди кроме пользы способны творить благо.
Если в Фейсбуке цензурировать реальность, сводя ее только к добру и красоте и толерантности, то может ли из этого получиться какая-либо Метавселенная или хотя бы наша грешная Вселенная?
То есть, Метавселенная — это ойкумена или мир? Если мы хотим, чтобы Метавселенная была не миром, а ойкуменой, мы должны построить ее как договорную.
Если мы хотим построить Метавселенную как мир, мы должны положить туда мирностные пределы, неопределенность и допустимость Иного Бытия.
Видим ли мы сегодня, что Фейсбук это договорная ойкумена?
Да? Серьезно? Докажите.
Персональные данные в Фейсбук это виртуальный образ-персона, аналог личности и гражданина в обычном мире. Доступ в Фейсбук это аналог жизни в обычном мире. Свобода в Фейсбук это договорные права говорить без цензуры и действовать по собственному разумению, если ты реальная личность, а не бот. Свободен ли Фейсбук сегодня?
Фейсбук сегодня — это единственная среда, где вашу виртуальную персону-образ могут забанить (посадить в тюрьму) без следствия, суда и прения сторон, где на ваши возражения о своей невиновности вам будет отвечать не живой человек, а тупой алгоритм.
Более того, в Фейсбук у вас нет никаких прав на защиту свободы слова и свободы действий. Будь вы даже Президентом США, Фейсбук может вас убить как виртуальную персону-образ. Фейсбук сегодня это цифровой фашизм и кибер-фашизм в одном флаконе.
Цукерберг это современный крупнейший рабовладелец, который может продать ваши виртуальные души любым третьим лицам, а вы даже не будете знать об этом.
Может быть, вы хотите возразить против этого? Тогда возражать вам придется Сенату США и британскому парламенту, которые расследовали продажу виртуальных рабов, то есть продажу персональных данных 50 млн пользователей компании Cambridge Analytica во время брекзита.
Вы думаете Метавселенная будет другой? Вы думаете Цукерберг принесет туда свободу из Фейсбук, а не виртуальное рабство? С чего вдруг? Он что покаялся, вышел на договорной процесс Конституции Фейсбук о свободе, прекратил цензуру?
Или как он может сделать это, если Сенат США вменил ему увеличить количество цензуры на фоне подозрений о вмешательстве России в выборы США?
Почему свободная в обычном мире страна США создает рабство и цензуру в виртуальном мире?
Причин две: отказ от мышления и отказ от публичной коммуникации о виртуальной свободе. А уж запрещенное мышление неизбежно попадает в Матрицу и в цифровой фашизм, где с упоением продолжит перемещаться между экзистенциями вне какой-либо транзистенции, иными словами без «Бога» и без возможности «преображения-просветления», что бы мы ни понимали под этим в традиционном мире.
Такая попытка создавать Матавселенную из Фейсбук суть завершающий этап создания Метавселенной как Матрицы. Цифровой фашизм начинается не тогда, когда вас лишают цифровой свободы, а когда островки цифровой свободы ограждают колючей проволокой.
Опасность для человечества представляют не социальные сети и не нейросети. Опасность для человечества представляют экзистенциальные матрицы, где социальные сети выполняют роль концентрационных лагерей, а нейросети выполняют роль надсмотрщиков в этих лагерях.
Опасности и возможности существ
Бессмысленно делать Метавселенную, не приняв существующую Вселенную во всей ее полноте и многообразии — как Мир, допуская Многомирье, Междумирье и Внемирность.
Мир — не Матрица. Многомирье, Междумирье и Внемирность — масштабнее и разнообразнее Мира.
Это иной вызов, иная амбиция, иное любопытство.
Все философы, лишь различным образом так или иначе объясняя или даже изменяя мир, превращали его в экзистенциальную матрицу. Подлинный вызов существ, в частности человеческих, состоит в транзистенции: в мыслительном допущении Иного Бытия, в открытии мира во Множество Миров, Многомирье и Внемирность.