Развал СССР в представлении путина – величайшая катастрофа ХХ века и драма русского народа (2005). На вторгшихся в Украину российских танках встречались красные флаги. В оккупированном Светлодарске Донецкой области оккупанты нашли в тайнике и вернули на постамент памятник Владимиру Ленину.

После вторжения российских войск в Украину даже людям, далеким от политической идеологии, уже ясно, что демонтаж памятников Щорсу и Ватутину в Киеве, переименование тысяч топонимов по всей Украине – это не только для недопущения повторения преступлений коммунистического режима. Это также необходимо для отграничения от фашистской россии, для которой советские скрепы, символы и нарративы являются сакральными ценностями.

Впрочем, четыре закона о декоммунизации направлены на запрет символов коммунистического режима, отнюдь не затрагивают его сущность. Ключевые слова у них "пропаганда" и "символы", но не "функции" и "принципы".

Коммунистический тоталитарный режим не сводится к его символике, его сущность реализуется прежде всего через социальные институты, правовые нормы, стереотипы мышления и поведения, правила игры и т.д.

Одним из таких существенных атрибутов коммунистического режима в Украине был и, к сожалению, остается так называемая советская прописка, введенная в бывшем СССР в 1932 году.

Конституционный Суд Украины своим решением (№ 15-рп/2001 от 14 ноября 2001 года) признал этот социальный институт неконституционным и по существу отменил прописку, и в 2003 году был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине», которым было введено правило добровольной регистрации граждан по месту жительства или пребывания. Это было в значительной степени символическое решение , а прописка по сути получила только новое название – регистрация, которая сопровождалась теми же бюрократическими процедурами и зависела не только от воли гражданина.

1 декабря 2021 вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2021 № 1871-IX «О предоставлении публичных (электронных публичных) услуг по декларированию и регистрации места жительства в Украине», по которому прописка регистрация получила современный – электронный вид.

Правда, отдельные государственные органы исполнительной власти не оценили этот символический жест законодателей и своих коллег из Минцифры и вообще лишили некоторые процедуры и сервисы привязки к регистрации места жительства: оформление пенсий, получение медицинской помощи, подача заявки на субсидию. При трудоустройстве прописку не требует даже в госучреждениях.

Возможно, все это дало основания А. Лащенко в предметной статье на «РадиоСвобода» заявить: «прописка в Украине давно превратилась в «совковый» анахронизм, в основном формальность, которая иногда донимает, но вообще не имеет особого значения». Якобы эта проблема уже не ко времени, особенно, в условиях военного положения?

Впрочем, ресурс стрий.net в публикации с красноречивым названием «Современное украинское крепостничество или почему прописка до сих пор весит так много» назвал как минимум 7 услуг по состоянию на август 2018 г., которые граждане Украины, вопреки Конституции, могли получить от государства только там, где зарегистрированы, а не там, где фактически проживают. Большинство из этих ограничений действуют до настоящего времени, но в условиях военного и послевоенного положения актуализировались еще два, которые вряд ли просто «донимают».

  1. Мобилизация

Глава МВД Денис Монастырский в эфире телемарафона 10.07.2022 заявил , что «более 3 млн граждан сегодня состоят на учете в военкоматах, но не по месту их проживания. И этот вопрос, который должен быть решен, я думаю, в ближайшее время. И в первую очередь, это должна быть позиция самих граждан, которые должны стать на этот учет».

Конечно, в первую очередь это должна быть позиция самих граждан. Но следует предположить, что значительная часть этих граждан не торопятся это сделать, а позиция государства в вопросе прописки мешает его органам власти найти этих граждан, чтобы обязать их выполнять свой долг или наказать в случае уклонения от него.

Следовательно, уважаемый Денис Анатольевич, не только в ближайшее время, но и в перспективе, если ничего не делать с пропиской, проблема учета в военкоматах значительной части военнообязанных останется нерешенной.

Популярные статьи сейчас

Украинцам не приходит тысяча от Зеленского: какие причины и что делать

МВФ спрогнозировал, когда закончится война в Украине

Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии

Паспорт и ID-карта больше не действуют: украинцам подсказали выход

Показать еще

2. Общенациональные выборы и референдумы (в вышеупомянутой статье «Современное украинское крепостничество…» один из пунктов – местные выборы)

В эксклюзивном интервью Украинскому радио Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук заявил : «После победы мы запустим все избирательные процессы, и я очень хочу, чтобы они проходили в соответствии с Конституцией Украины… Процесс будет занимать 4-6 месяцев. Но я думаю, что после победы будет принят соответствующий законодательный акт, нормирующий избирательные вопросы».

Если, уважаемый Руслан Алексеевич, не решить вопрос прописки, демократический характер выборов не только через полгода после победы, но и вообще никогда не будет обеспечен. Не только потому, что не имеющие избирательных адресов избиратели лишены гражданских прав, но и потому, что на голоса этих «мертвых душ» всегда найдутся желающие фальсификаторы.

Избирательные списки формируются на основе реестра избирателей, который в свою очередь опирается на данные регистрации месяца проживания. И здесь следует обратить внимание на две категории граждан.

Во-первых, более одного миллиона человек в Украине, по признанию Д. Монастырского, вообще не имеют регистрации места жительства, в основном, они лишены ее решением суда, например, в случае развода, выселения и т.д.

Во-вторых, по состоянию на 23.08.2022 г. количество внутренне перемещенных лиц составляло 6,9 млн . И после победы далеко не все из них вернутся в прежние места жительства. По разным причинам, в частности, сотням тысяч людей просто некуда будет возвращаться: их дома разрушены.

Выход предлагает уже упомянутый Закон Украины № 1871-IX, согласно которому любой гражданин может самостоятельно через Единый государственный вебпортал электронных услуг изменить место регистрации. Но не все так просто, как было задумано.

Препятствие 1: свобода нелегальных арендодателей. Люди, которые вообще не имеют регистрации и ВПЛ не на улице живут, большинство из них арендуют жилье у физических лиц. Согласно ч.5 статьи 8 упомянутого Закона, «В случае если лицо не является собственником (совладельцем) жилья, по адресу которого декларируется место его жительства, декларирование места жительства лица осуществляется с согласия собственника (совладельцев) жилья, уполномоченного лица предоставляемого жилья в электронной форме средствами Единого государственного веб-портала электронных услуг и указывается в декларации о месте жительства во время ее формирования».

«Согласно собственнику» перечеркивает декларативный характер регистрации: для гражданина безразлично, чья воля ограничивает его права – воля чиновника, политика (через нормы права) или арендодателя.

Украинские чиновники и политики не хотят или не могут понять, что проблема реальной отмены прописки напрямую связана с проблемой теневого рынка жилищной аренды. Не ко времени? Но, наконец, если мелкая коррупция по предоставлению фиктивной прописки (в Киеве стоит от 100 долларов) – это миллионы, то недополученные государственным бюджетом неуплаченные арендодателями налоги – это уже миллиарды. Которые могли бы идти на нужды ВСУ, на строительство жилья тем же ВПЛ-арендаторам и т.д.

Добровольной регистрация должна быть со стороны регистрируемого, но со стороны того, кто предоставляет жилье в аренду, она должна быть обязательной. Спрашивает ли Вас администратор отеля, в который Вы заселяетесь хотя бы на ночь, о том, хотите ли Вы зарегистрироваться или нет? Как это сделать – не надо придумывать, достаточно узнать от «наших западных партнеров», у которых нелегальная сдача жилья в аренду и избегание уплаты налогов на полученные от аренды доходы – это преступление, наказание за которое настолько необратимо и тяжело, что рискнуть осуществлять его никому кроме мафии не приходит в голову.

«Согласно собственнику» является нормой, направленной на защиту или легитимизацию теневого рынка аренды, поскольку позволяет арендодателям отказывать арендаторам в регистрации. Учитывая, что самыми крупными инвесторами в жилье с целью его дальнейшей сдачи в аренду, есть люди не бедные и влиятельные, вопрос случайности этой нормы в Законе риторический или по крайней мере сомнительный.

Помеха 2: техническая сложность или недоступность процедуры. В начале февраля текущего года Н. Федоров на Diia Summit «представил услугу, которую все так ждали» – возможность смены места регистрации «без хлопот — больше не нужно собирать ксерокопии в файлик и ходить в ЦНАП и военкомат». «Бесхлопотный» алгоритм заслуживает полного наведения:

В частности, чтобы зарегистрироваться в чужом жилье, нужно в приложении «Дія»:

  • нажать в разделе «Услуги» «Изменение места регистрации»
  • нажать «В жилище другого владельца»;
  • проверить или заполнить контактные данные и данные о военном учете
  • поделиться QR-кодом или ссылкой с владельцем
  • владелец должен выбрать адрес, контактные данные и подписать заявление
  • внимательно проверить заявление – подписать Дію. Подписью – уплатить административный сбор

Чтобы зарегистрировать другого человека в собственном жилье нужно:

  • выбрать адрес, по которому вы хотите зарегистрировать;
  • проверить свои контактные данные;
  • поделиться QR-кодом или ссылкой с регистрирующим человеком;
  • регистрирующий человек проверяет данные и подписывает заявление;
  • внимательно проверить заявление ?? подписать Дію. Подписью.

Учитывая ментальность и «образованность» многих рядовых арендодателей, не помешает добавить в этот алгоритм еще лекцию от арендатора для арендодателя на тему того, что с регистрацией арендатор не приобретает право собственности на жилье или его часть.

А главное, чтобы реализовать такие кульбиты, необходимо, чтобы у арендатора, владельца и у всех совладельцев жилья была карточка налогоплательщика (РНОКПП), Дія. Подпись и один из цифровых паспортов в "Діє" – ID-карта или загранпаспорт. Стоит напомнить, что на конец прошлого года в Украине была торжественно зарегистрирована лишь 7-миллионная ID-карт.

Приходит в голову, что найти среди арендодателей людей, способных и способных добровольно пройти этот квест, было бы нелегко. Если авторы Закона и этого алгоритма не согласны – прошу привести статистику роста зарегистрированных граждан в арендованных квартирах.

Единственный государственный вебпортал электронных услуг – это в реальности две версии одного программного продукта – собственно сайт ( https://plan2.diia.gov.ua ), на котором, в частности, расположен онлайн-сервис государственных услуг ( https://diia.gov) .ua ) и мобильное приложение «Дія». Минцифры допустило стратегическую ошибку, когда приняло цель «Государство в смартфоне» (идея озвучена Президентом Украины В. Зеленским 23 мая 2019 г.), поскольку в ней имманентно заложена дискриминация граждан по имущественному признаку, следовательно – нарушение Конституции Украины.

Дело в том, что по данным Research&Branding Group по состоянию на 2019 г. в стране только 55% жителей пользуются смартфонами (85% в возрастной категории 18-30 лет). Как следствие – 45% граждан не могут воспользоваться государственными услугами, получить льготы или пособия по отсутствию доступа к мобильному приложению «Дія». Например, десятки, а возможно, сотни тысяч вакцинированных от Ковида людей (Минэкономики и Минфин точно знают, сколько «сэкономили» и дружески пожали руку Минфифри) так и не получили 2000 гривен по программе «е-помощь»: они могли только сгенерировать сертификаты через онлайн-сервис и любоваться ими. Не смогут они и место регистрации поменять. Потыкать им со стороны государства в нежелании приобрести смартфоны, особенно сегодня, означало бы для самого государства по меньшей мере рисковать своим достоинством.

Проект «Государство в смартфоне» привел к сосредоточению Минцифры на постоянном приоритетном совершенствовании мобильного приложения «Дія», в то время как сайт по своему функционалу был и остается его жалким подобием. Компьютеры не у всех граждан, но компьютер (у соседа, родственника, в ЦНАПе и т.п.), в отличие от смартфона, не привязан к номеру телефона владельца. Пользователь может зайти в свой личный кабинет Действия с любого компьютера, но не может это сделать с чужого смартфона.

Справедливости ради надо заметить, что сейчас на главной странице портала «Дія» слоган выглядит как «Цифровое государство», а не «Государство в смартфоне», но на функционале и карте сайта, к сожалению, это пока никак не отразилось.

Не буду еще перегружать этот текст скринами переписки в течение года с менеджерами «Дії» в попытке получить ответ на единственный вопрос: почему на сайте нельзя воспользоваться теми же сервисами, что и в приложении. Функционеры «Дії» либо не отвечают, либо делают вид, что не понимают вопроса и говорят о чем-то другом.

Итоги. Действующая система декларирования и регистрации места жительства и промедления с окончательным решением проблемы советской прописки

  1. Противоречат стремлению страны к декоммунизации, консервирует советский анахронизм крепостного права и дает врагам повод к провокациям типа «вы такие же, как мы».
  2. Подрывают обороноспособность страны в условиях войны (организацию военного учета и мобилизации).
  3. Ставят под угрозу проведение демократических выборов после победы.
  4. Нарушают принципы равенства и демократических свобод, ограничивают гражданские права и противоречат Конституции Украины, что может стать препятствием на пути евроинтеграции и вступления в ЕС.
  5. Консервируют рынок теневой аренды жилья, бытовую коррупцию на рынке прописки, способствует недополучению государственным бюджетом миллиардов гривен налогов.

Поэтому два шага, которые власти должны предпринять, это легализация рынка жилой аренды и упрощение технических процедур декларирования места жительства (пребывания) для всех граждан, независимо от их оснащенности смартфонами, ID-картами, цифровыми подписями, QR - кодами и т.д. Не нужно ссылаться на требования безопасности и защиты персональных данных: онлайн-версии сайтов украинских банков обеспечивают безопасность и защиту персональных данных и неограниченных сумм денег без указанных технических «прибамбасов».

И в качестве Post Scriptum – «лирическое» или морально-политическое отступление

В сентябре текущего года Автозаводской районный суд города Кременчуга Полтавской области признал гражданку виновной в незаконном распространении коммунистической символики, которое заключалось в попытке продать через Instagram гипсовую скульптуру Ленина; пилотку со звездой красного цвета, серпом и молотом, кокарду со звездой красного цвета, серпом и молотом; два флага красного цвета надписями МИРА МИР и СССР; блокнот с надписью на переплете «И.В. Сталин 100 лет со дня рождения 1879-1979» и другой подобный хлам. Только через соглашение о признании виновности женщина была освобождена от отбывания тюремного наказания с испытательным сроком 1 год. Подобные судебные приговоры не массовые, но встречаются время от времени в разных уголках страны.

Юристы и авторы закона имеют вопрос: если бы адвокат гражданки доказал, что эти вещи являются частной коллекцией (п.10 ст.4 «Закона о декоммунизации»), а возможно, некоторые из них имеют антикварную ценность (п.11 ст.5 ), то под действие Закона они не подпадают, хотя любое их отчуждение может трактоваться как распространение, но это такое. Вопрос в другом: кто наносит больший вред украинскому обществу, которое сквозь огромные страдания к настоящему стремится к декоммунизации и демократическим ценностям – бабки, которые продают коллекционерам советские «раритеты» из семейных сундуков или политики и чиновники, из-за своей некомпетентности, деятельности или бездействия существенные элементы, правила игры и социальные институты тоталитаризма в функционировании современного общества и государства? И почему для первых предусмотрена уголовная ответственность,