В первой статье Ukraine 2.0: проектируем революцию мы рассмотрели основные классовые предпосылки для возникновения политической силы среднего класса.

По следам первой части, нужно дать несколько оговорок, без которых текст может приводить к недопониманию.

Во-первых, автор не рассматривает общественно-политическую модель, альтернативную общепринятой в цивилизованном мире либеральной модели, по нескольким причинам: у Украины нет времени и сил наступать на советские грабли дважды; украинский средний класс, по личным ощущениям, на 99% либеральный и с другой моделью себя не ассоциирует - докажите обратное если это не так; и наконец, украинскую экономику нельзя назвать либеральной и капиталистической, чтобы утверждать мол капиталистические отношения себя изжили.

Украинская экономика — это ужасный гибрид кондового социализма с оголтелой олигократией, которой наши комсомольцы пугали граждан во времена СССР, а затем решили показать на деле что они имели ввиду. Различные спектры капитализма - будь то американский, или Культурный капитализм (по Жижеку) - автор тоже не рассматривает, это предмет для дискуссии всего общества, навязывать тут не получится.

И во-вторых, не стоит путать управленческий класс с элитой представительской демократии. Элита предлагает обществу смыслы, а класс управленцев эти смыслы реализует - какая элита такие и смыслы. И тут принято рассматривать два типа элит: системная и контр-системная.

Первый тип отличается преемственностью, когда система взаимоотношений и приоритетов в обществе полностью отвечает требованиям, и каждое следующее поколение элит наследует смыслы и образы этих взаимоотношений.

И наоборот, контр-системная элита формируется в ситуации, когда смыслы и концепты ошибочны, что приводит к искаженным приоритетам развития общества. Обычно такая элита формируется под прессингом политических преследований, и с приходом во власть справедливо называется элитой по праву. Но этот цикл статей не об элитах, элите по праву еще предстоит сформироваться из среднего класса, в жесточайшей борьбе за власть. Классовые трения — это не ярмарочный фестиваль, это борьба за выживание огромных прослоек общества. Умение консолидировать эти прослойки общества реализуется благодаря качественно новой партийной культуре.

Партия нового образца

Доминирующая в Украине политическая модель в стиле франчайзинга, когда к власти приходит группа из 100-300 основателей франшизы, обладает следующими недостатками:

  • Отсутствие продолжительных взаимоотношений политики и общества.
  • Отсутствие политической ответственности.
  • Отсутствие политической преемственности.
  • Отсутствие концепции и стратегии.
  • Склонность к авторитаризму.
  • Вечная кадровая проблема.
  • Дороговизна.

Все эти недостатки тесно связаны между собой. В одноразовой политике, с сиюминутными взаимоотношениями с обществом, нет инструментов для осуществления политической ответственности, максимум завтра эту партию на политическом рынке сменит другой бренд. В прошлом сезоне носили оранжевое, в этом сезоне в моде красные сердечки, политическая лояльность “свой-чужой” на уровне цветов радуги, сменил цвет и вся ответственность.

Политическая экспертиза поверхностная, рассчитанная на короткий предвыборный период реформ фасадов и тротуаров - на глубокие реформы эта система не способна. Как результат - полное отсутствие концепции и стратегии, дальше следующих выборов стратегий не существует в принципе.

Избирателям, чаще всего, предлагают голосовать не за идею или концепцию - ее просто нет - а за персоналии, что часто приводит к авторитаризму. Коллегиальность принятия решений и в кадровых вопросах отсутствует, зачем спрашивать однопартийцев мнение по Донбассу или НАТО, если они либо у тебя на зарплате, либо ты им продал франшизу по скидке 1+1. Кадровый вопрос по такому принципу приводит к сиюминутным политическим договорам и кадровым перестановкам сомнительного качества: партия власти в Раде может быть во фронде к пятой колонне, но в регионах дружно давит кнопку со своими политическими оппонентами.

Например, Демократическая Партия США насчитывает 2 с лишним миллиона постоянных членов, в Республиканской Партии столько же, каждая из партий способна полностью обеспечить госаппарат качественными кадрами и достойной экспертизой. Ожидать же правильных кадровых назначений от партии 200 франчайзеров физически невозможно. В результате кадровая политика сосредоточена вокруг центральных постов, на местах назначенцы не меняются годами. Вспомните, как выдвигают кандидатов на посты в украинской политике - кандидатуру обсуждает максимум десяток человек, по каким критериям - можно только догадываться, кому-то нравятся сосны, кому-то бультерьеры. Наконец, дороговизна поддержания такой системы очевидна, такую непостоянную структуру могут быстро воссоздать лишь денежные мешки.

Что может на это ответить средний класс? Ровно противоположное: постоянно функционирующую многочисленную политическую структуру; продолжительные отношения с избирателями; качественную кадровую политику на любом уровне госаппарата; невозможность авторитаризма; коллегиальность принятия решений; как следствие, достойную экспертизу и стратегию; и, наконец, политическую ответственность.

Популярные статьи сейчас

В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только

В 2024 году в Украине началась Третья мировая война, - Залужный

СтратКом ВСУ подтвердил первое в мире применение межконтинентальной ракеты против Украины

До 15300 гривен: украинцам объяснили, можно ли собирать в лесу дрова и когда за это штрафуют

Показать еще

Только прежде ответьте себе на вопрос: вам не надоело годами поддерживать своих подчиненных финансово, оплачивать больничные и отпускные, выходить на работу когда все сменщики заболели - а потом наблюдать, как ваших людей, как карасей, выдергивают у вас из под носа дешевыми приманками из оранжевых шарфиков и зеленых билбордов??

В Украине насчитывается свыше 900 тысяч частных предприятий, существенно больше половины из них это малый и средний бизнес. Сотни тысяч потенциальных членов партийной структуры. Миллионы работников, которые, при должной политической позиции, становятся вашими избирателями.

Сколько вам нужно средств, для того чтобы содержать свою собственную партийную ячейку у себя на предприятии - вы же уже содержите свой коллектив. Нужна ли вам в таком случае политическая реклама и палатки с активистами, чтобы уговаривать случайных прохожих проголосовать за вашу партию? У каждого вашего работника дома есть как минимум один пенсионер, несколько безработных, у некоторых в семьях учителя и врачи - вы уверены, что плакаты и ролики будут эффективнее, чем слово родного человека? Но если вы считаете, что политическая реклама, в расчете на покупателей вашего магазина, или посетителей вашего кафе, будет эффективна- у каждого даже небольшого предприятия есть небольшой рекламный бюджет, который можно с легкостью потратить на политическую рекламу за свой счет, это будет ответственный шаг.

Нужны ли средства на аренду роскошных залов для проведения партийных сборов в эпоху видеоконференций? Залы востребованы во франчайзинговой политике, они рассчитаны на две сотни франчайзеров, там нет места для многотысячной партийной структуры. Если и нужны партийные сборы местных ячеек, то среди вас найдутся владельцы ресторанов или удобных коворкинг румов, способные вместить до сотни однопартийцев, для обмена мнениями.

Скептики скажут, а где гарантия, что и эти тоже не обманут. Но вам не нужно убеждать незнакомых людей голосовать за неизвестно кого, вы предлагаете своим подчиненным поддержать голосами свои личные политические убеждения. А вы, на правах члена партии, как представитель этих голосов, будете влиять на выбор кандидатов на назначения чиновников, от глав райадминистраций до министров, будете принимать участие в голосовании по вопросам внешней политики и участия в военно-политических блоках. Кому больше поверят избиратели - говорящей голове из телевизора, или человеку, которого они лично знают и который представляет их голоса в партийной структуре? Возможно, кому-то этот социальный груз окажется лишним, хотя в большинстве своем, средний класс у нас, даже без надлежащих инструментов влияния, политически активен. В конце концов, некоторых из них вполне можно представить главами районных администраций и депутатами местных советов.

Другой аргумент райкома, который останавливает средний класс - наличие предпринимательской деятельности. Пора во всеуслышание сказать правду: малое и среднее предпринимательство — это не безудержное обогащение и коррупция, это способ самозанятости и элементарного заработка. Средний класс больше бы волновало, откуда у наших политиков, которые никогда толком не работали, масса дорогостоящего имущества.

Что может предложить партия среднего класса обществу?

Что десятки лет предлагали народу украинские политики? Оранжевое лучше голубого, красные сердечки лучше оранжевых шарфиков, зеленые билборды еще лучше, Петя лучше Вовы, реформы и порядок, справедливость (для Вовы или для Пети?), мова или язык, креститься справа налево или наоборот, молодые лица лучше старых. Где среди всех этих лозунгов тот Мыкола, который на нищенскую пенсию содержит безработную дочь с несовершеннолетним внуком?

Что реально может предложить партия среднего класса? Средний класс, вопреки усилиям райкомовской аристократии, все эти годы обеспечивал людей рабочими местами, создавал предприятия, выполнял важную социальную функцию хоть какой-то элементарной организации общества. Возвращаясь к социальной пирамиде, при высвобождении заблокированных социальных лифтов, в движение приходят сразу четыре социальных класса общества:

  • средний класс занимает достойное положение на втором этаже социальной лестницы;
  • многие из класса профессионалов захотят реализовать свой опыт и занять должности этажом выше;
  • Класс пролетариата получает возможность дополнить свое образование и занять вакантные места в рядах профессионалов - он будет уверен, что эти усилия не пройдут даром, и он будет понимать нормальные критерии своей личной социальной трансформации;
  • Класс безработных займет свободные места в рядах пролетариата;

Все эти социальные подвижки будут многократно усилены открытием новых предприятий и наращиванием объемов производства. Возникнет нехватка рабочих рук, что моментально отразится на зарплатах, и еще больше усилит социальный вес трех низших классов общества.

Медицинские работники и специалисты системы образования тоже в стороне не останутся. Именно средний класс формирует в обществе повестку образования и здравоохранения. Уже сегодня малый и средний бизнес испытывает огромную нехватку квалифицированных специалистов, они лучше любого министра образования знают какой профиль специалистов будет востребован на ближайшие 5-10 лет. Причем это касается как специалистов с высшим образованием, так и с профессионально-техническим. Возникнут новые требования к системе здравоохранения - именно средний класс, в условиях пандемии, остро заинтересован в качественно новой системе охраны здоровья, неспособность общества противостоять таким острым вызовам сильно бьет по деловой активности.

Не остается в стороне и украинская наука - эффективное производство не осуществить без научных изысканий. Особенности украинской промышленности и сельского хозяйства таковы, что позаимствовать решения и дорого и не всегда возможно, только местная наука может предложить решения, которые будут соответствовать местным требованиям и возможностям.

Языковой вопрос, из политической плоскости, наконец перейдет в плоскость образовательную, как и должно быть. Райком десятилетиями использует язык в качестве политического тарана, расписываясь, тем самым, в неспособности и нежелании осуществить элементарный образовательный проект. Шановна райкомівська аристократія, жива мова це не символ державності, це засіб суспільної взаємодії - мова виникла задовго до виникнення перших держав. Символ це мавзолей Леніна, на який ви молилися за часів Райкому. Чому польські підприємці протягом двох місяців в змозі навчити працівника з Маріуполя польській мові, а ви протягом десятиліть так і не змогли навчити його володіти українською? Напевне, тому, що поляк не працював в Райкомі, і поняття не має що мова це символ. Чи може тому, що захист мови це нескінченно джерело збагачення багатьох поколінь функціонерів, але ніяк не зарплати вчителів та викладачів.

Усилиями именно среднего класса, вопрос безопасности государства и общества переводится с масштаба безопасности правительственного квартала и госаппарата, на уровень безопасности всего общества и государственного суверенитета. В конечном счете средний класс своими кошельками финансирует армию, и кому как не им решать как развивать вооруженные силы.

Вопрос налоговой реформы и перехода на налог с выведенного капитала возможен только при участии среднего класса - это ненормальная ситуация когда, олигархи выводят средства на покупку яхт и замков зарубеж, а предприниматели вкладывают заработанные средства в свои предприятия и вынуждены тянуть налоговую лямку за себя и за олигархов коррупционеров. Сюда же относится вопрос борьбы с коррупцией - главным пострадавшим от этого свинства является в первую очередь средний класс. Средний класс кровно заинтересован в проведении пенсионной реформы, невозможно мотивировать людей работать и совершенствоваться, зная что их ждет нищенская старость. Практически все насущные вопросы в обществе не осуществимы без активного участия среднего класса.

В следующей статье “Криптополитика как способ реализации политической партии среднего класса” мы поговорим о крипто технологиях как эффективном инструменте функционирования такой политической силы.