Сегодня президент Украины Владимир Зеленский заявил, что конституционный кризис может привести к кровопролитию в Украине. Ситуация действительно серьезная и может печально закончится, прежде всего, для самого Владимира Зеленского.
Юрий Романенко разбирает ключевые сюжетные линии Конституционного кризиса.
Друзья! Всем привет, серферы, бездельники, девианты. Я продолжаю свои обзоры. И сейчас меня многие просят дать свою реакцию на конституционный кризис так называемый, который неожиданно вспыхнул, хотя вызревал он очень долго, и в общем то является отражением всех системных проблем нашего государства, которые должны были быть давно разрешены. Особенно которые можно было попытаться разрешить после «электоральной революции» в 2019 году, когда люди избрали Владимира Зеленского президентом Украины, а потом дали ему сумасшедший кредит доверия на парламентских выборах, и он имел возможность создать монобольшинство.
И вот мы приходим в ситуацию, когда буквально через несколько дней после местных выборов вспыхивает этот конституционный кризис, в основе которого лежало банальное нежелание ряда судей КСУ попасть под антикоррупционное законодательство. И они срочно принимают… Скажем так, на самом деле оно не такое срочное.
Короче говоря – они приняли решение, которое фактически отменило или застопорило действие т. н. антикоррупционных органов. Но поскольку все законы, которые регулируют деятельность антикоррупционных органов принимались впопыхах и с нарушением Конституции Украины, то в общем то и получилось эта двойственная ситуация, когда КСУ с одной стороны принимал вполне шкурные решения для того чтобы опять-таки прикрыться от действия вот этого антикоррупционного законодательства. Но, с другой стороны, поскольку у нас не все, но очень многие законы принимаются с попиранием любых норм, то у КСУ действительно было к чему приклепаться.
Так вот, дальше вы знаете как ситуация развивается, что за этим последовал визг этой т.н. антикоррупционной общественности, которая при Порошенко да и при Зеленском тоже толкала кучу дебильных законов, мол, нарушается значит те условия, которые позволяли говорить, что Украина там куда-то идет на Запад, и приблизила свое законодательство к антикоррупционным кормам той же самой Европы.
Но на самом деле, это все была одна большая фикция, потому что мы знаем, что антикоррупционные органы за последние 4 года не могут и не смогут выполнять эту функцию, поскольку из-за того что антикоррупционное законодательство принималось дебилами, из-за того что система не изменилась, из-за этого НАБУ за годы своего существования не поймало ничего. НАЗК, которое должно отслеживать коррупционеров в высших органах власти, никого не отслеживает, и за соответствующую мзду или связи или что-то такое может закрывать глаза на любую коррупцию, которая есть в стране.
Поэтому никакой борьбы с коррупцией не происходило. Но вой, который последовал со стороны т.н. антикоррупционеров, со стороны Запада, он в общем-то был неслучайным, потому что он затрагивает базовые вещи в стране, поскольку за всеми антикоррупционными институтами стояла конкретная осязаемая помощь со стороны Запада, на которой все держится, поскольку мы не принимая нормальных полноценных экономических реформ, которые пробуждают экономику, мы экономику всеми силами благодаря таким как Гетьманцев ее губим. И поэтому мы критически зависим от поддержки со стороны Европы, со стороны США, МВФ и прочее, прочее, прочее.
И вот Зеленский, возмущенный такими действиями Конституционного суда, угрожает его разогнать путем досрочного применения… А чего он может применить? У него таких полномочий нет. И в общем-то он выходит за рамки, опять-таки, конституционного поля, точно так же, как все его предшественники выходили за рамки оного.
Но проблема в том, что Зеленский этот маневр начинает в тот момент, когда у него полная жопа (будем называть вещи своими именами) с его политической силой после местных выборов, когда у него проблемы с легитимностью. И поэтому попытки действовать в турборежиме образца сентября 2019 года они приводят к чему – они приводят к тому, что конфликт углубляется.
А поскольку президент по ходу как всегда рождает план да планом, не понимая четко последствий, то его угроза разогнать Конституционный суд, она немедленно упирается на противодействия со стороны других политических сил, будь то Батькивщина, или Голос, или тот же самый Порошенко, не говоря уже про ОПЗЖ, которые понимают, что если Зеленский протащит вот этот вот разгон КСУ тем или иным способом, то тем самым будет для него возможность усилить свои позиции, или будет такая попытка, либо усилить позиции тех групп влияния, которые стоят за Зеленским и которые им манипулируют. Они естественно этого допустить не хотят, и поэтому они в едином порыве начинают кричать о том, что Конституционный суд это последний бастион, тем более что там готовится ряд важных решений по той же самой земле, об отмене земельной реформы и запуска рынка земли, о чем Юлия Владимировна говорила еще в сентябре этого года. И тот же самый злосчастный закон про мову. Короче, много чего.
КСУ начнет действовать назло Зеленскому, тем более что там запаковано было в свое время немало людей и от прошлых президентов, некоторые там еще работают со времен Януковича. И соответсвенно это в общем-то обязывает этих людей быть в той или иной политической игре с теми, кто их в свое время назначал.
И поэтому КСУ как орган, который на самом деле не выполняет те функции, которые он должен выполнять, т.е. функции арбитра полноценного, который расставляет точки на І. Но будучи органом, который очень четко прислушивается к пожеланиям бенефициаров политической системы в Украине, то КСУ вошел в политическую игру. И разношерстная коалиция конкурентов, оппонентов Зеленского начинает использовать этот конфликт с КСУ пытаться набрать политические очки, политические баллы, что в общем-то у них и получается. Вот в общем-то краткая фабула.
Війни, гонка ШІ та енергетичний перехід: Даніель Єргін про вічні рушійні сили геополітики
The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів
АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
В этой ситуации Зеленский оказывается в очень сложном положении. Он фактически выходит за рамки законного поля, он сам нарушает Конституцию. И ему бы это простили, когда у него была бы высокая легитимность, когда он, используя эту дубинку в виде народного мандата в 2019 году он мог делать все что угодно.
Но Владимир Александрович потерял время, ничего не делал для того чтобы полноценно изменить политическую систему; целые кластеры экономики отдал опять на откуп олигархам либо своим друзьям, «любим друзям», которые опять-таки в связке с олигархами это делают. И как следствие в общем-то произошел обвал рейтинга, что зафиксировали местные выборы.
И вот теперь Зеленский, то о чем я говорил перед местными выборами: что после выборов Зеленскому придется радикально менять свою политическую линию. Потому что если он будет продолжать политику в духе «любим друзям» передоверяю власть, а сам делаю видимость что я тут на что-то влияю, то этот путь Ющенко со всеми сложными последствиями в условиях когда нет базы и условий в которых был Ющенко. То есть, у нас есть фактор конфликта с Россией, у нас есть COVID-кризис, у нас есть сложное положение в экономике, у нас есть миллионы людей, которые сбежали работать за границу и прочее, прочее, прочее.
Поэтому для Зеленского все будет сложнее. Более того, я скажу откровенно: я думаю что Зеленского посадят. Будет все как в его сериале «Слуга Народа», что его просто посадят по несчастливому окончанию его президенства. Поскольку в отличии от Порошенко или в отличии от других игроков он не является самодостаточным, т.е. у него нет своей экономической базы, его политическая сила фактически развалилась на этих выборах и дальше будет разваливаться, поскольку мы сейчас хорошо видим, как идет усиление позиций Коломойского внутри Слуги Народа, поскольку он просто перекупает и забирает колеблющихся депутатов, привлекает на свою сторону, точно так же как это все делают.
Фактически Зеленский оказался под угрозой потери власти, потому что для многих элит, для многих людей в стране становится очевидным, что не будучи способным балансировать вот эти противоречивые интересы и не возвысившись над ними, Зеленский становится просто опасным для страны.
И поэтому с одной стороны, я по моему в одном их прошлых видео говорил, что для олигархов в принципе ситуация по Зеленскому была неплохой в том плане, что прикрываясь им как ширмой, можно дерибанить экономику, фактически ничем не рискуя. Но с другой стороны, когда президент даже не может создавать видимость того, что он влияет на ситуацию, то это становится проблематичным для всей политической системы, поскольку в общем-то все видят что страна идет куда-то не туда, Царь не настоящий. И как следствие возникает вопрос управляемости всей ситуацией.
Вот это ключевой вызов сейчас перед Зеленским, что он уже даже как ширма становится опасным, не говоря о том, что если он пытается переиграть эту ситуацию под себя путем разгона Конституционного суда, то у всех возникает закономерный вопрос относительного того, а не будет ли он дальше узурпировать власть. Будет, будет. И как следствие поэтому начинает формироваться консенсус относительно того что необходимо провести досрочные парламентские выборы. И мы видим как Медведчук уже делает подобные заявления. На другом фланге, на формально другом фланге, потому что Медведчук и Порошенко они в общем-то играют в этой ситуации как играли заодно. Поэтому со стороны политической силы Порошенко мы видим, что звучат заявления о том что необходимы перевыборы, и ОПЗЖ говорит о том что необходимы перевыборы.
И понятно, что перевыборы нужны для того чтобы зафиксировать этот новый статус-кво в условиях, когда местные зафиксировали, что 2019 год уже позади, и Слуги Народа как политической силы мощной больше нет.
Поэтому логика будет заставлять их идти на перевыборы парламентские. Если Зеленский будет совершать одну ошибку за другой вот в таком ключе трагическом, как дальше совершает, то возможно мы пойдем и на досрочные президентские перевыборы. И Зеленский сядет, потому что проиграв эти выборы, он оказывается никому не нужен, он останется один ан один со своими врагами, когда за него никто не подпишется.
За Порошенко подписался Запад. Условно говоря, Запад выступал против того чтобы его Зеленский посадил. Правда, если бы Зеленский хотел, он мог его посадить. Я думаю, что от этого было бы гораздо больше пользы. Но поскольку Зеленский через свое окружение пошел по пути договорняков, то Порошенко не сидит и хорошо себя чувствует. Точно также произошло и с другими папередниками Зеленского. Кучма, Ющенко остался неприкосновенным, потому что он был удобен и потому что он хорошо разошелся со всеми олигархами на выходе со своего президенства.
Так вот, у Зеленского такой ситуации не будет. И для того чтобы угомонить волнующийся народ в условиях COVID-катастрофы, кризиса и экономических проблем и прочего, то конечно же, посадить Зеленского будет выгодным для очень многих сильных мира сего. Отсутствие у Зеленского той инфраструктуры, которая есть у Порошенко, у Кучмы и прочих папередников действующего президента, оно будет способствовать тому, что это будет сделать достаточно легко. И никто ха него не подпишется. Запад не подпишется, Россия е подпишется, т.е. внешних игроков нет которые бы под него подписались, внутренних игроков нет. И он в результате сыграет сам свою судьбу, которую разыграл в сериале «Слуга Народа».
Поэтому ну вот так вот ситуация складывается действительно очень серьезно. Ситуация складывается таким образом, что до Зеленского, кажется, еще не дошло, что у него нет ни монопартии, да ничего уже по большому счету нет, и власть его в общем-то достаточно призрачная. Я лично этой ситуации рад, потому что Зеленский сам себя в нее затянул, поскольку он пошел ровно по тому пути, по которому шли все его папередники.
Он забил болт на те социальные группы, которые его поддержали.
Он послал подальше буржуазию, средний класс с помощью мсье Гетьманцева, который с помощью своих идиотских реформ, фискализации и прочего уничтожает экономику Украины.
Он договорился с олигархами. Но договорился таким образом, что олигархи сохранили свои позиции, и даже не попытался их позиции ослабить. И в результате мы имеем ситуацию новых олигархических консенсусов. Эти олигархические консенсусы будут кристаллизироваться вновь и вновь до того момента, пока будет сохраняться такая система.
Он своими идиотскими маневрами с подачи Ермака по поводу Донбасса поставил закономерные вопросы относительно того, что Украина может слить ситуацию на Востоке в выгодном для России ключе, и тем самым поставил на уши патриотический лагерь.
Вот эти вот и прочие ошибки во внутренней и внешней политике, крайне часто поспешные, крайне непродуманные, возникшие из-за непродуманности, где-то из-за отсутствия опыта, а где-то из-за нежелания вникать в дела. Вот и все.
Зеленский просто не вникает в дела. В этом его ключевая проблема.
И поэтому он стал легким заложником игры своего окружения. А поскольку окружение жадное и готовое идти соглашения с совестью и дальше участвовать в дерибане страны, о в результате система воспряла, бенефициары системы стались все на своих местах, кто-то ослабел вследствие экономического кризиса, кто-то, наоборот, усилился. Но вот этот вот дерибан экономики и ресурсов страны продолжается.
Поэтому ситуация выглядит очень взрывоопасной. Попытки найти компромиссы вроде тех, что подает Разумков, они правильные, поскольку Разумков понимает, что если ситуация пойдет по пути педалирования вот этого лобового столкновения Зеленского с разношерстной коалицией его оппонентов, то Зеленский ее проиграет. И поэтому важно такого лобового столкновения не допустить. Поэтому Разумков поступает правильно. И по ходу, как мне кажется, пытается заложить краеугольный камень в свою президентскую кампанию, о чем уже говорят. И тем самым в общем-то закладывает камень для своей будущей политической карьеры в раскладе без Зеленского.
А Владимир Александрович сейчас столкнется с тем, что ему покажут, что у его нет голосов во фракции, что никто не будет сливаться под непродуманные решения, не получив какие-то выгодоприобретения. А выгодоприобретения будут в контексте прописывания бюджетных интересов в бюджете на 2020 год.
И поэтому впереди по всей видимости будет разрешение конституционного кризиса накладываться на разрешение бюджетного кризиса и распила бюджета. Потому что в бюджете денег уже сейчас нет, и многие регионы рискуют остаться без денег на декабрь месяц, и соответственно со смутными перспективами на 2021 год.
И поэтому у Зеленского конечно же будут выжимать региональные элиты, будут требовать чтобы их интересы были прописаны, не только региональные, олигархи тоже. Но для этого необходимо будет изменить правительство, и для этого нужно будет идти навстречу хотелкам того же Коломойского и много кого еще.
В общем-то Зеленский, как мне кажется, окажется в ситуации, когда ему будет проще пойти на роспуск Верховной Рады для того чтобы попытаться трансформировать Слугу Народа либо запустить какую-то новую политическую партию. Но опять-таки, мне непонятно, как он это сделает. Короче говоря – повторить путь Ющенко в 2007 году, по ходу проиграть эти перевыборы. Но, с другой стороны, он же все равно особо ничего не теряет, потому что он реально парламент не контролирует, и это будет такое наказание взбунтовавшихся Слуг народа, которые разбрелись по различным олигархическим коморам.
Поэтому он реально потеряет голоса, у него не будет большинства, нужно будет играть в коалицию, но провести в парламент обновленных Слуг Народа попытаться. Но опять-таки, учитывая, как он недалеко играет, то я думаю, что это ему мало поможет.
Ну вот, расклад пока выглядит где-то так плюс-минус.
Обнимаю, целую.
Пока.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, канал Юрия Романенко на Youtube, канал Юрия Романенко в Telegram, страницу в Facebook, страницу Юрия Романенко в Instagram