Олег Устенко

Если владельцы украинских евробондов не согласятся на реструктуризацию наших бумаг, они столкнут Украину в дефолт, заявил исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Если не договоримся

Как писали «Вести», общая потребность Украины во внешнем финансировании для обслуживания внешних долгов и для покрытия дефицита бюджета в течение действия программы МВФ (до 2018 года включительно) оценивается в $40 млрд. Фактически это та сумма средств, без которых страна просто не сможет свести концы с концами.

Из этой суммы сам Фонд готов выделить только $17,5 млрд, а еще около $7,2 млрд обещали другие международные кредиторы (ЕС, США и правительства других развитых стран, Всемирный банке, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестбанк), что в сумме даст примерно $25 млрд. Недостающие $15 млрд. Украина должна изыскать внутри страны, то есть попросту сэкономить. В том числе, и за счет сокращения расходов на обслуживание долгов — то есть нам нужно договориться с кредиторами.

Соответствующее условие содержится в меморандуме с МВФ и должно быть выполнено до июня, когда будет решаться вопрос о выделении Украине второго транша — $5 млрд. Ведь, как объясняют эксперты, Фонд пошел нам на уступки и так принял беспрецедентное решение. «Открыв программу финансирования Украине, Фонд фактически нарушил свои же требования не выделять средства стране, которая не способна покрыть свои потребности в финансировании даже после получения кредита», — объяснил Олег Устенко. То есть либо мы докажем, что в состоянии сводить баланс в ближайшие три года, либо МВФ просто не сможет больше выделять нам деньги. А следом за ним остановят свои программы и другие международные кредиторы.

«В результате долги Украины перед частными кредиторами «зависнут» на 10-20 лет, то есть проблему с их выплатами не решат, просто отложат. Конечно же, прощать их никто не станет, а наше правительство будет вынуждено за счет печатного станка покрывать дефицит бюджета, который в этом году, по нашим прогнозам, достигнет 7-10%. А поскольку его нельзя будет покрыть за счет заимствований, инфляция может значительно превысить показатель в 50%, который прогнозируется по итогам текущего года», — обрисовал перспективу исполнительный директор Международного фонда Блейзера.

Если договоримся

Даже, если держателей украинских бумаг все же удастся уговорить на новые условия погашения долга, то выход на рынки капитала для нас все равно будет закрыт как минимум до середины 2017 года. «И это очень оптимистичный срок», — отметил Олег Устенко.

Но в этом случае снижение расходов на обслуживание долга позволит достичь оговоренных с МВФ макропоказателей. В частности, изменится соотношение суммы госдолга и ВВП, который, по прогнозным оценкам, в этом году составит всего $75 млрд.

Соответственно, соотношение между объемом госдолга и ВВП, уже подскочившее до 70% на начало этого года, до его конца может достичь 90%. При этом, согласно меморандуму с МВФ, к 2020 году соотношение нашего госдолга к ВВП не должно превышать 71%.

Кроме снижения этой пропорции Украина надеется достичь еще двух целей, указанных в меморандуме МВФ: сэкономить на внешних платежах по долгам государства и поддержать общие расходы по долговым операциям на уровне 10% ВВП (максимум 12% ВВП в год) в ближайшие десять лет (до 2025 года)

По мнению управляющего партнера Capital Times Эрика Наймана, в противном случае об иностранных вложениях можно будет забыть на ближайшие два-три года.

Мягкий и жесткий сценарий

Судя по заявлениям украинского Минфина, переговоры о реструктуризации будут непростыми. Комитет кредиторов, состоящих из пяти крупнейших держателей евробондов Украины на общую сумму около $10 млрд, уже передал нам свои предложения по реструктуризации задолженности, однако Украина с ними не согласна. Правда, что именно не устраивает украинскую сторону, Минфин публично не сообщал и на официальный запрос «Вестей» к моменту подготовки публикации также не ответил.

Как утверждают эксперты, стороны могут выбрать «мягкий» или «жесткий» сценарий. В первом случае выплата долга может быть отсрочена на 2-5 лет, а ставка по бумагам снижена с сегодняшний средних 8% до 5-6%. А во втором часть долга просто спишут — покупателям придется простить его Украине навсегда. Вероятность такого сценария Устенко оценивает в 50%, а вот «мягкий» способ будет принят инвесторами почти со 100% гарантией.

Популярні новини зараз

"Укренерого "оголосило два періоди відключень світла на 26 листопада

Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа

Показати ще

Понятно, что держатели украинских еврооблигаций склонны соглашаться на мягкий вариант. По мнению Эрика Наймана, на большее они не готовы, поскольку не понимают, почему только они должны заплатить за украинские реформы, тогда как ни МВФ, ни прочим международным кредиторам не предлагают простить Украине долги. «Насколько я понимаю, по их мнению, под реструктуризацию должна попасть Россия с ее облигациями на $3 млрд, а также пострадать коррупционеры, которые продолжают издеваться над украинским бюджетом», — отметил Найман.

В то же время аналитики говорят, что Украина уже предлагала иностранцам списать 30% долга по еврооблигациям, что, по данным руководителя проекта «Успешная страна» Андрея Блинова, вызвало резкое недовольство частных кредиторов. Хотя, по его мнению, мы вполне могли бы добиться списания 25% долга по суверенным обязательствам страны как платы за то, что мы идем европейским и демократическим курсом. При этом он заметил, что Минфин совершил ошибку, пытаясь одновременно реструктуризировать и долги государства, и госкомпаний. Чтобы не шокировать иностранцев, это стоило делать поэтапно.

При этом Олег Устенко считает, что Украина могла бы потребовать списания даже 50% долга, поскольку в случае дефолта отказавшиеся от реструктуризации кредиторы пострадают первыми: средства инвестфондов будут заморожены на 10-20 лет и придется искать деньги, чтобы покрыть возникшие убытки. Кроме того, репутация инвестора, который приобрел дефолтные бумаги, будет серьезно подмочена и в перспективе он рискует остаться без клиентов.

А, по мнению старшего аналитика Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александра Жолудя, списание части долга, если и будет принято, составит небольшую сумму. «Согласно меморандуму с МВФ страна должна реструктуризировать за 4 года $15,3 млрд. Из них $5,2 млрд — уже в этом году. Но на прогнозных графиках уровня долга, которые составлял МВФ, мы не видим сокращения, которое могло бы быть в случае существенного списания части долга», — отметил он.

Конечно, инвесторы могут попытаться продать украинские евробонды. Но при сегодняшних ценах на мировом рынке это даст примерно 50% убытка, то им удастся выручить в лучшем случае $7,5 млрд. вместо $15 млрд. «Но на практике это будет еще меньше, так как предложение на $15 млрд обвалит рынок до 30 центов за доллар облигации», – говорит Устенко. То есть общая сумма составит меньше $5 млрд.

Так что инвесторы вынуждены будут либо фиксировать убытки, отказавшись от реструктуризации, либо позволят Украине сократить расходы на обслуживание долга, тело которого при этом переполовинят. Во втором случае обслуживание сегодняшних $15 млрд долгов будет стоить Украине не $1,2 млрд, а $380 млн в год при условии снижения ставки с до 5% годовых.