Украинцы начали тратить средства, полученные благодаря индексации пенсий и монетизации субсидий.
Политики, как и раньше, спорят о «привязке» выплат к выборам, пишет Укринформ.

В Правительстве отчитываются об успешной реализации социальных инициатив по индексации пенсий, выплате компенсаций за предыдущие годы и монетизации субсидий. И утверждают: никаких финансовых и технологических проблем нет. При этом критика нововведений со стороны тех, кто считал их «предвыборным шагом», несколько утихла. Экономисты же так и не пришли к единому мнению: как дополнительные денежные «вливания» могут сказаться на инфляционных и девальвационных процессах в стране. И насколько честными будут украинцы при расчетах за «коммуналку» …

Индексация пенсионных выплат: более полутысячи «на руки»… в среднем

«Средний размер индексации выплат украинцам, пенсии которых подлежат перерасчету, — 514 гривен», — сообщил вице-премьер-министр Павел Розенко. Сумма минимального повышения, как и обещали чиновники, — 100 гривен. Размер индексации для 2,5 миллионов человек составил от 100 до 400 гривен. Еще более 1,5 миллиона пенсионеров получили «довесок» в 400-700 гривен. Полмиллиона наших соотечественников теперь дополнительно будут получать ежемесячно от 700 до 1000. Пенсии еще 2,5 миллионов украинцев индексировали на суммы, превышающие 1000 гривен.

Продолжаются выплаты «первого транша» дополнительной разовой компенсации (за отсутствие индексации в предыдущие годы) более 2 миллионам пенсионеров, имеющим большой трудовой стаж, но получающим пенсию, размер которой не превышает 1700 гривень в месяц. Напомню, в целом они получат по 2410 гривень (1205 в марте и столько же — в апреле). Правда, кое-где (в частности, в Черкасской) части пенсионеров пока выплатили только по 1000 гривень. Будем надеяться, в апреле людям компенсируют недоплаченные средства…

Между тем миллионы украинцев радуются еще одному «денежному дождю»: продолжается выплата наличных в рамках программы монетизации субсидий. По данным правительства, в среднем украинское домохозяйство будет получать по этой программе 1676 гривен в месяц. При этом на выплату от нескольких сот до нескольких тысяч гривен могут рассчитывать 3,5 миллиона семей. 2,3 миллиона домохозяйств получат выплаты через Пенсионный Фонд Украины, и примерно 1,2 миллиона — через «Ощадбанк».

Павел Розенко объяснил, что всего в Госбюджете-2019 на субсидирование населения предусмотрено 58 миллиардов гривень (кстати, в марте украинцам начислили почти 5,7 миллиарда гривень наличных субсидий). При этом дополнительные средства для монетизации не нужны: изменился лишь механизм выплат. Раньше государство само платило за субсидиантов. Теперь «доверяет» людям средства, часть из которых они должны заплатить как квартплату, а остальные могут тратить на другие нужды.

Политические и экспертные «игры» вокруг новых выплат

Как и фактически любой шаг, который делают украинские чиновники, решения об индексации пенсионных выплат и монетизации субсидий имеют и сторонников, и оппонентов. Правда, обвинения в адрес власти в «предвыборном заигрывании» с населением сейчас звучат гораздо реже, чем, например, несколько недель назад, когда решение о дополнительных выплатах обнародовали. Вероятно, частично — благодаря тому, что чиновникам, отвечающим за экономическое положение государства и благосостояние его граждан, пока удается дистанцироваться от всех участников избирательной баталий. Будем надеяться, такой статус-кво сохранится и в последние недели перед первым туром выборов, а также в период между первым и вторым турами.

Правда, оппоненты власти сейчас продолжают при случае остро критиковали, по их мнению «довольно удачную перед выборами» инициативу по поддержке более 2 миллионов пенсионеров, размер ежемесячных выплат которым не превышает 1700 гривень. Разговоры «об ориентированности на выборы» автоматической индексации пенсий быстро прекратились — поскольку люди разобрались, что на самом деле это — решение, предусмотренное законодательными изменениями, которые внесены в пенсионное законодательство еще в 2017 году. И такие индексации, соответственно, должны быть постоянными — даже в «начальные годы» избирательного цикла — например, к примеру, в 2020-й и 2021-й. Зато больше внимания критики (в том числе и в соцсетях) теперь посвящают размерам индексации. Не очень довольны люди и чисто арифметическим подходом к этому процессу: чем выше у человека пенсия — тем большую доплату он получил. И наоборот — «довесок» к пенсиям для людей с небольшими выплатами часто едва «дотягивает» до минимально назначенных правительства 100 гривень… Для примера:

«Отдав стране более 40 лет, «сподобился» заработать всего 2 тысячи гривен пенсии. Много лет надеялся на лучшее, ведь из уст политиков (как действующих, да и оппозиционных) постоянно звучат мантры о том, что жизнь украинцев с минимальными соцвыплатами вот-вот улучшится. Наконец, дождался этого улучшения… Плюс 340 гривень. «Десятка» в день… Ну спасибо, хоть дополнительный хлеб могу себе «позволить», — пишет пользователь сети Фейсбук Иван Куделя.

И противоположное по смыслу «послание»:

«Наконец слова чиновников не разошлись с делом. Получил на пенсионную карточку «лишние» 700 гривень…. Миллионером не стану, но жену любимыми бананами смогу «баловать» гораздо чаще. Она, кстати, тоже получила «надбавку» — правда, всего 300 гривень», — информирует другой пенсионер — Дмитрий Куцый.

А вот такой комментарий находим, среди других, на странице пресс-службы вице-премьера Павла Розенко:

Популярні новини зараз

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний

Показати ще

«Я пенсионерка госслужбы (главный бухгалтер управления). Получаю 2500 гривень пенсии с 2011 года. За 8 лет выплаты не повысили ни на копейку. При этом все трудовую жизнь мы платили большие взносы в Пенсионный фонд, чем пенсионеры других категорий. Почему «простым» госслужащим не пересчитывают пенсии?» — пишет Тамара Прудка.

Встречаем в соцсетях и, так сказать, более «профессиональные» комментарии:

«При индексации пенсий был нарушен Закон Украины №1058-IV ст. 42 часть 2. Во-первых, согласно формуле, процент начисления должен составлять 19,29%, а не 17%. Во-вторых, где в Законе сказано, что индексации подлежит средняя заработная плата за 2014-2016 годы? Индексации должна подлежать ПЕНСИЯ! Вы лишили индексации пенсионеров, вышедших на пенсию в 2018 году! Вы ограничили индексацию для одних пенсионеров и раздали другим по 2400 гривен для пиара!», — пишет Ксения Стрельцова…

Мы внимательно будем следить за тем, какие ответы на эти комментарии дадут в пресс-службе вице-премьера. Ведь два последних сообщения обнародованы на ее Фейсбук-странице.

Что касается экспертных оценок, то они также различны. К примеру, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко прогнозирует повышение цен чуть ли не на все продукты питания — мол, из-за того, что люди начнут тратить дополнительно полученные средства именно на продовольствие. «С одной стороны, мы увидели падение цен на все виды мяса, а с другой — рост стоимости хлеба. Но так или иначе, можно сказать, что в марте цены на продукты начнут расти, поскольку повышение пенсионных выплат приведет к тому, что люди пойдут тратить эти средства именно на продовольствие», — подчеркнул эксперт. Впрочем, пока существенного роста розничных цен в торговой сети мы не замечаем: одни продукты дешевеют, другие дорожают — но, это, в основном, происходит в рамках так называемых «сезонных колебаний».

Монетизация субсидий стартовала. «Сработала» ли — узнаем через несколько недель

А вот оценивать влияние на экономическую ситуацию в стране монетизированных субсидиальных выплат пока рано. Многие эксперты говорят о большой соблазне для украинцев использовать эти средства не по назначению. Причем, не всегда — по собственной вине: многие уставшие от безденежья семей могут направить дополнительно полученные средства не на оплату услуг коммунальщиков, а на какие-то другие насущные нужды. Поэтому риски новых неплатежей в ЖКХ достаточно высоки.

«К сожалению, избежать ситуации, когда часть» субсидиальных «средств люди потратят не по назначению, действительно трудно, — соглашается старший экономист Центра социально-экономических исследований Кейс-Украина Владимир Дубровский, — и это опасно не с точки зрения раздувания инфляции, связанной с попаданием на потребительский рынок дополнительных ресурсов. Даже с учетом дополнительных пенсионных выплат всплеск инфляции возможен только за счет ожиданий или из-за манипулятивных попыток спекулянтов или политиков дестабилизировать ситуацию. Ведь на самом деле сумма не настолько велика, чтобы спровоцировать существенный рост спроса на потребительском рынке. Тем более, что подавляющее большинство перечисленных людям средств, уверен, будет использовано по назначению — то есть, на оплату потребленных услуг. Ведь ни о каком снижении тарифов пока речь не идет. Зато риск роста сумм задолженности за услуги ЖКХ действительно существует. Будем надеяться, правительству (через систему предохранителей) и СМИ (благодаря разъяснительной работе) удастся минимизировать возможные негативные последствия», — рассчитывает эксперт.

Что касается предохранителей, то в Минсоцполитики предлагают такой вариант: субсидиантов «будут проверять наличными» в течение трех месяцев. Тем, кто действительно будет тратить предоставленные государством средства на оплату коммунальных услуг, такие выплаты продолжат. А недобросовестных получателей переведут на безналичный вариант предоставления субсидий. Правда, в этом случае непонятно — как быть с задолженностью, которая возникнет в течение тех трех месяцев, деньги за которые (до 5 тысяч гривень на семью) субсидианты используют не по назначению? Государство оплатит их повторно? Пока ответ на этот вопрос непонятен. Будем надеяться, скоро все «нюансы» удастся учесть и согласовать.

Владислав Обух, Киев

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook