Бывший заместитель генерального директора Чернобыльской АЭС Александр Коваленко рассказал, что после аварии в Чернобыле эти действия привели к эффекту «печки» и значительно усилило выбросы, которые существенно загрязнили некоторые районы Белоруссии, передает Интерфакс.
«Впоследствии академик Валерий Легасов, который предложил эти меры, признал, что этого делать было нельзя», — вспоминает Коваленко.
«Идея разумная, но трудно осуществимая, так как необходимо подавать не жидкий азот, а азот нагретый до температуры сопоставимой с температурой активной зоны реактора. Как это можно осуществить на практике не понятно. В противном случае эффект печки неизбежен, так как холодный газ выдует из реактора радиоактивную грязь и разнесет ее на сотни километров. Еще более опасно подавать жидкий азот, так как в момент закипания, литр жидкого азота при испарении даст 700 литров газа — это все вылетит из реактора поднимая и унося с собой радиоактивную пыль, как это и было в Чернобыле. Кроме того, азот не прекратит поступление в реактор кислорода, и при работе в сверхвысоких радиационных полях потребуются неимоверные усилия для нейтрализации положения», — объяснил специалист.