газ

Несмотря на все разговоры об энергосбережении и альтернативных источниках энергии, природный газ Украине будет нужен еще долго и в больших количествах. Его источников два: собственная добыча и экспорт.

Об этом пишет Сегодня.

На днях министр энергетики Игорь Насалик заявил, что Украина сможет за счет наращивания собственной добычи и мер по энергоэффективности и энергосбережению полностью отказаться от импортного газа к 2020 г.

Такой оптимизм представители власти демонстрируют не впервые, но он выглядит необоснованным: для наращивания добычи нужны огромные инвестиции в разведку и производство, приход которых маловероятен; велика вероятность, что запасы газа в необходимых объемах не будут найдены в недрах страны; после аннексии Крыма значительно усложнился доступ к запасам газа на шельфе Черного моря, а часть разрабатываемых месторождений находится на неподконтрольной территории Донбасса.

 

Угрозы прекратить транзит через Украину уже неоднократно звучали из Москвы, но дело не ограничивается словами. Нынешняя российская власть вкладывает огромные средства в строительство новых экспортных газопроводов, в том числе и направлении Европы. Причин для этого несколько, и желание наказать «строптивых соседей», таких как Украина, только одна из них. Есть также желание дать возможность «заработать» на этих мегапроектах «нужным людям», и стремление сильнее посадить европейцев на свою газовую иглу.

В ЕС этого не хотят, но одновременно очень боятся повторения ситуации января 2009 г., когда из-за украино-российской газовой войны им пришлось мерзнуть, т. к. транзит был остановлен почти на три недели. Поэтому европейцы настойчиво развивают альтернативные российским каналы поставок газа на континент (и здесь сжиженный газ уже не утопия, а экономически оправданная реальность) и одновременно стараются не сильно портить отношения с Россией, аккуратно сдерживая ее наполеоновские планы строительства новых газопроводов.

Так, в Европе согласились на строительство «Северного потока», от которого газовая безопасность Северной Европы, особенно Германии, реально повысилась. Но жестко противостояли «Южному потоку» (поставка газа по дну Черного моря из России в Болгарию), добившись его закрытия. Главной причиной нынешней глубокой заморозки проекта «Ямал – Европа 2», предполагающего направление части нынешнего газового потока мимо Украины, стала жесткая позиция Польши. «Турецкий поток» был отложен после обострения российско-турецких отношений.

Сейчас серьезная борьба идет за «Северный поток 2». С его вводом россияне могут почти полностью отказаться от украинского транзита (разве что останутся поставки в Молдову). В результате Украина потеряет и доход от транзита (на сегодняшний день это около $2 млрд в год), и возможность покупать относительно дешевый газ в Европе.

Если бы от этого проекта пострадала только Украина, европейцы, может быть, и смирились бы с ним. Но лишится дохода от транзита и Словакия (около $800 млн в год), а она – член ЕС. Кроме того, газ неизбежно подорожает, особенно для и так небогатых стран Южной Европы (из-за роста издержек на транспортировку). Да и в целом газ для европейски потребителей может стать дороже из-за сокращения числа каналов его поставки. Мощности существующих внутриевропейских газопроводов может не хватить для дистрибуции всего объема газа от побережья Германии, придется строить новые. Исключение Украины из числа транзитеров газа может усложнить для европейцев доступ к нашим подземным хранилищам газа, которые им потенциально интересны.

Одновременно с борьбой против «Северного потока 2» европейцы активизировались в работе над собственным «Южным газовым коридором», который снижает их зависимость от российского газа.

В настоящее время ГТС из-за изношенности уже не может обеспечивать проектную мощность, но все равно она сильно недогружена. В 2015 г. объемы транзита составили 67 млрд куб. м (для примера – в 2011 г. было 93 млрд). Ожидается, что по итогам 2016 г. объем будет такой же. Около 96% газа направляется в Европу, остальной – в страны СНГ.

Популярні новини зараз

Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною

ГУР розкрило головну мету Путіна на фронті до кінця зими

ПФУ показав несподівану динаміку зарплат для розрахунку пенсій у 2024 році

Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку

Показати ще

Доход от транзита российского газа в 2013 г. был $3,6 млрд, а в 2015 г. – $2 млрд.

Проекты, альтернативные украинской ГТС:

«Ямал — Европа». Назван он так потому, что соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Проходит по территории России, Беларуси, Польши и Германии. Проектная мощность – 32,9 млрд куб. м газа в год.

Из Беларуси газ попадает непосредственно в Польшу, а в Словакию – через территорию Украины. Чтобы избежать украинского «захода» и хотели построить ветку «Ямал – Европа 2», мощностью 15 млрд куб. м, чтобы газ в Словакию поступал через Польшу. Однако польские власти подвергли этот проект резкой критике, поскольку его осуществление может привести к исключению Украины из транзитной схемы. Официальный представитель «Газпрома» заявил в июне 2014 г., что реализация проекта фактически заморожена.

«Северный поток» (Nord Stream) соединил балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии. Первая очередь газопровода была запущена в ноябре 2011 г., вторая – в октябре 2012 г. Совокупная мощность первой и второй ниток составляет 55 млрд куб. м газа в год. Стоимость проекта составила 6,4 млрд евро.

«Голубой поток» – газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Черного моря. Проектная мощность 16 млрд куб. м газа. Он дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии.

«Северный поток 2». В июне 2015 г. «Газпром» и ряд европейских компаний подписали меморандум о расширении мощностей «Северного потока». В это время загрузка «Северного потока» достигла 94%. В проекте – строительство третьей и четвертой ниток мощностью по 27,5 млрд. куб м в год. Говорится, что они обе будут введены в эксплуатацию в конце 2019 г. Поскольку новые трубы пролягут по тому же маршруту, что и предыдущие, строительство можно завершить быстрее. В случае реализации этого проекта суммарная мощность «Северного потока» достигнет 110 млрд куб. м газа в год.

В консорциум по реализации проекта входят, помимо российского «Газпрома», немецкие компании E.ON и Wintershall, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская ENGIE.

Проекты без российского участия:

«Южный газовый коридор» предполагает поставку газа от азербайджанского месторождения Шах-Дениз (шельф Каспийского моря) через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии. Общая стоимость проекта оценивается $45 млрд, из которых $28 млрд необходимы для увеличения добычи газа на Шах-Дениз. На первом этапе проект может обеспечить поставку в Европу 10 млрд куб. м газа с 2020 г., еще 6 млрд кубометров будут поставляться для Западной Турции. На втором этапе мощность проекта может быть увеличена за счет транспортировки газа из Туркмении и с Ближнего Востока. 25 мая президент ЕБРР заявил, что банк готов начать финансировать проект.

Коридор включает в себя два главных компонента – газопроводы TAP (Трансадриатический) и TANAP (Трансанатолийский). TAP является продолжением TANAP – от границы Турции по северной части Греции через Албанию и Адриатическое море он выйдет в Италию, где соединится с существующей газовой сетью. Реализацией проекта занимается швейцарская Trans Adriatic Pipeline AG, акционерами которой являются британская BP (20%), азербайджанская SOCAR (20%), итальянская Snam (20%), бельгийская Fluxys (19%), испанская Enagas (16%) и швейцарская Axpo (5%). Стоимость ТАР – 5,6 млрд евро. 7 мая состоялась церемония начала строительства этого газопровода. TANAP пройдет по территории Турции. В начале декабря прошлого года Турция и Азербайджан договорились ускорить его строительство (пуск был изначально запланирован на 2018 г.).

Польский газопровод – газовая компания PGNiG планирует снизить зависимость Польши от российского газа за счет постройки газопровода, по которому в страну будет поставляться газ с месторождений Норвегии (говорится о нескольких миллиардах кубометрах газа в 2022 г.). В начале января этого года стало известно о вхождении PGNiG в четыре проекта по добыче газа на норвежском шельфе Северного, Норвежского и Баренцева морей.

Газопровод из Израиля в Турцию – страны ведут переговоры о поставках газа через трубопровод по дну Средиземного моря. В Анкаре рассчитывают, что Израиль сможет поставлять до 30 млрд кубометров ежегодно, из которых 10 млрд будут оставаться в Турции, а 20 млрд транзитом отправятся в Европу. Общая стоимость строительства оценивается в $2,5-3 млрд.