Новая украинская власть так и не избавилась от старой манеры злоупотреблять властью и тайно договариваться.
«Время прошло и мы потеряли наше терпение», — пишет на страницах Newsweek Екатерина Крук, передает ZN.UA.
Она добавляет, что призывы президента Петра Порошенко к единству украинцев, чтобы «не помогать врагу», все менее убедительны.
Было очень много признаков того, что чиновники много говорили и мало делали. Сомнения возросли, когда иностранные партнеры Украины стали более критично относиться к борьбе правительства с коррупцией и начали требовать больший прогресс в антикоррупционной деятельности для продолжения финансовой поддержки. Подозрения о том, что власть грешит и сама вовлечена в коррупционные схемы, подтвердились, когда министр экономического развития Айварас Абровавичус ушел в отставку, объявив, что окружение Яценюка и Порошенко на него слишком давит и пытается влиять на его решения. Иностранная пресса решила, что с отставки Абромавичуса начался нынешний политический кризис в Украине. Но на самом деле это был лишь катализатор общественного недовольства коррупционной старомодной практикой.
Кризис в стране начался задолго до увольнения министра, но он на протяжении многих месяцев оставалась тайной и развивалась лишь за стенами в Кабмине, парламенте и администрации президента. А отставка Абромавичуса только вывела все это наружу.
«Я специально использую слово «власть», потому что нынешний кризис – это не ошибка только правительства или только парламента. Украина до сих пор имеет систематическую проблему злоупотребления полномочиями со стороны различных государственных институтов, как это было во времена Януковича. Генпрокурор Виктор Шокин, например, ушел в отставку по совету Порошенко лишь в феврале, после того, как был обвинен антикоррупционными организациями, депутатами и демонстрантами в препятствовании борьбе с коррупцией и коррумпированности. Не считая два месяца до отставки, он не привлек к ответственности за коррупцию ни одного представителя режима Януковича», — пишет автор, напоминая, что борьба со взяточничеством была одним из требований Революции Достоинства.
И теперь из-за действий власти стало понятно, что украинцам нужно нечто большее, чем просто подпись на соглашении с Евросоюзом. За время правления Януковича Украина скатилась до такого безвыходного положения, что только тотальная перезагрузка системы может спасти ее. «Мы хотим свободное общество, основанное на мировых ценностях. Мы хотим стабильное правовое государство. Мы выстояли на площади в центре Киева не потому, что хотели, чтобы одни политические элиты заменили другие. Нужны систематические изменения в способе управления нашей страной. И нынешняя власть не поняла это основное и важнейшее требование Евромайдана», — пишет Крук.
Кульминацией этого непонимания стал саботаж голосования о недоверии правительству Яценюка в прошлом месяце, который устроили группа приближенных к премьеру депутатов, президент и олигархи. Политическая стагнация позволила оппонентам критиковать Майдан и называть его очередной провальной революцией. Но это не справедливо. Идеи Майдана были настолько ясными и амбициозными, что стоит придерживаться их в качестве дорожной карты для Украины в значительно более отдаленной перспективе. Было бы несправедливо требовать от политиков изменить страну к лучшему за два года. Но за эти два года они должны были по крайней мере начать проводить изменения. «Украинская власть после Майдана, которая пришла на волне наших надежд, сделала несколько шагов назад. Мы должны не позволить остановить процесс реформ или провалить его», — говорится в статье.