Идея команды Давида Сакварелидзе по реформированию местных прокуратур полностью нивелирована.
Об этом в интервью Лиге заявил заместитель генерального прокурора Виталий Касько.
«Первоначальная идея грузинской команды могла иметь все шансы привести к обновлению местных прокуратур. Но то, в какие условия была де-факто поставлена команда Сакварелидзе, привело к полученному результату. Если вы можете назвать это реформой прокуратуры, то я не могу», — пояснил он.
На вопрос, насколько удалось обновить прокуратуру, Касько ответил: «Я даже не могу назвать это обновлением прокуратуры. Речь шла только об одном звене — местных прокуратурах, где очень важно было дать обществу новые лица и новые подходы. Но идея Сакварелидзе многочисленными бюрократическими ограничителями была нивелирована”.
По его словам, закон о прокуратуре предусматривал возможность любого юриста со стороны принять участие в конкурсе на должность рядового прокурора местной прокуратуры, но приказами ГПУ это право было ограничено. Участвовать в конкурсе смогли только действующие прокуроры районных/городских прокуратур. Рядовой состав обновить не удалось. Что касается руководящего состава, то хотя на конкурс и допустили внешних кандидатов, никто из них не был назначен руководителем. «К комиссиям, которые проводили конкурсы, тоже много вопросов. В их состав преимущественно вошли не те люди, которых предлагал Сакварелидзе. Большинство в комиссиях было контролируемым, это привело к пагубным последствиям”, — отметил он.
Касько считает, что это было сделано сознательно: «А вы считаете, что это могло быть случайностью? Цепью крепко связанных между собою случайных совпадений? Но это же даже не смешно».
На вопрос, кто несет ответственность за провал реформы, Касько ответил: «Та часть прокуратуры, которая с самого начала ожесточенно саботировала обновление местных прокуратур и реформу в целом… Посмотрите сами, это легко проследить, в СМИ было много интересных роликов, служебных расследований и публичных высказываний. Желание сохранить советскую по сути своей систему прокуратуры возвращается бумерангом — в такой системе прокуратуры за все в конечном итоге несет ответственность лишь один человек, который наделен всей полнотой власти”.
Касько подтвердил, что окончательное решение по выбору одного из трех кандидатов на должность руководителей местных прокуратур принимал лично генеральный прокурор Виктор Шокин: «Конечно. Генеральный прокурор. Так выписаны правила. Это один из тех бюрократических ограничителей, о которых я говорил. Понимаете, можно провозгласить хорошую идею, а потом в процессе — реализации обставить ее такими условиями, что ничего не выйдет».
Также Касько рассказал о ситуации в ГПУ после скандала вокруг «бриллиантовых прокуроров».