Кабинет министров не рассчитывал, что цифра желающих получить финансовую помощь в виде субсидий достигнет отметки выше 5 млн семей.

Об этом пишет Forbes Украина.

Уже сейчас Министерство социальной политики прогнозирует, что до конца 2015 года общее количество получателей субсидий составит 5,2 млн домохозяйств. В правительстве считают, что по сравнению с прошлым годом эффективность программы выросла в пять раз, хотя в 2014-м субсидий было предоставлено в три раза меньше – их получили 1,5 млн домохозяйств.

В то же время ситуация с количеством семей, получающих субсидии, максимально прозрачна. Но оценка общей суммы средств, которые будут использованы в 2015-м и следующем году, довольно противоречива. И причина этого в том, что в правительстве под субсидиями для населения за коммунальные услуги подразумевают также и средства, которые бюджет выделяет для «Нафтогаза» и теплокоммунэнерго в качестве компенсации разницы между экономически обоснованной стоимостью тарифа и его фактическим уровнем.

Показательным было заявление премьер-министра Яценюка в сентябре о выделении регионам дополнительных 5,6 млрд гривен для компенсации разницы в тарифах на оплату жилищно-коммунальных услуг: «Правительство нашло 5,6 млрд гривен на то, чтобы не повышать тарифы для граждан, а компенсировать разницу из государственного бюджета». Собственно, министр социальной политики Розенко признал, что из запланированных на субсидии 24,5 млрд гривен будет использовано от 17–18 до 20 млрд гривен.

Нельзя сказать, что вся сумма 24,5 млрд гривен идет для поддержки населения. Хотя выделение субсидий в 2015 году на уровне 2,5–3 млрд гривен – это почти 10-кратный рост целевых дотаций

Однако даже такие цифры являются завышенными. Официально пока есть только результаты января-октября 2015 года, когда субсидии были назначены на сумму 0,905 млрд гривен, что на 0,828 млрд гривен больше, чем в январе-октябре 2014-го. Фактически произошел рост в 12 раз. При этом в январе-октябре 2015 года субсидии уже получали 3,9 млн семей. Из общей суммы в городской местности субсидии назначены на 657,7 млн гривен, в сельской – 247,7 млн гривен.

Согласно имеющейся информации, Минсоцполитики прогнозирует, что в целом за январь-декабрь 2015 года объем субсидий составит 2,5–3 млрд гривен. Но это даже не 24,5 млрд гривен. Значительная часть «субсидий для населения» на самом деле тратится на оплату разницы импортного газа, поставляемого для нужд теплокоммунэнерго.

В 2015 году ТКЭ (вместе с «Киевэнерго») используют около 8 млрд куб. м газа. При среднегодовой цене на импортный газ из ЕС и России примерно в $290 за 1000 куб. м стоимость топлива для ТКЭ составляет $2,3 млрд (55 млрд гривен). Сегодня ТКЭ оплачивают газ по цене 2 994 гривны за 1000 куб. м. Соответственно, с ориентировочной суммы в 55 млрд гривен теплокоммунэнерго могут оплатить только 24 млрд гривен. Остальную сумму – 31 млрд гривен – и дальше финансирует бюджет страны в виде «дотаций» для ТКЭ и «Нафтогаза». Фактически речь идет о продолжении практики скрытого дефицита «Нафтогаза».

Более того, «Нафтогаз Украины» получает средства от части населения, которое не оформило субсидию и вынуждено выплачивать стоимость природного газа по тарифам в 3600 гривен и 7188 гривен за 1000 куб. м. Как известно, до сих пор продолжается политическая дискуссия и судебное разбирательство правомерности повышения стоимости газа для потребителей до такого высокого уровня.

Поэтому нельзя сказать, что вся сумма 24,5 млрд гривен идет на поддержку населения. Хотя выделение субсидий в 2015 году на уровне 2,5–3 млрд гривен – это почти 10-кратный рост целевых дотаций. В 2014 году на субсидии пошло 348 млн гривен, а в 2013-м – 272 млн гривен.

К тому же не все имеют возможность получать компенсацию на уровне 80–90% от среднемесячного счета за коммунальные услуги. Обычно речь идет о субсидиях не за месяц, а за период ее предоставления (отопительный сезон, определенный период года). Поэтому громкие заявления про тысячи гривен субсидий еще не свидетельствуют о существенной помощи в оплате коммунальных услуг для рядовых граждан. Если в 2013 году средняя сумма субсидии составляла 160 гривен, в 2014 году – 232, то в 2015-м, ориентировочно, составит 500–550 гривен.

Наиболее значительная проблема программы субсидирования заключается в том, что помощь охватывает больше домохозяйств, состоящих из одного человека – это пенсионеры и одинокие лица из социально незащищенных категорий. В 2014 году эта категория составила почти 67% (1 млн домохозяйств) от общего числа получателей этого вида помощи. В 2015 году тенденция сохраняется, и сегодня почти 55% (2,7 млн семей) – это домохозяйства с человека.

Популярні новини зараз

Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення

Північнокорейського генерала поранено внаслідок українського удару Storm Shadow по Курській області, - WSJ

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

При этом за одним лицом может скрываться реальное проживание нескольких человек и получение теневых доходов. Минсоцполитики послало неоднозначный сигнал всем, кто получает субсидии: в 2016 году начнется контроль и аудит за предоставлением субсидий. Более реальной будет цифра в 40–45 млрд гривен. Именно такой объем субсидий в разное время прогнозировали премьер Яценюк и глава премьерской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак. Из этой суммы, собственно, субсидии для населения составят до 6–7 млрд гривен, а остальные 30–37 млрд гривен будут выделяться «Нафтогазу» и ТКЭ.

Поэтому в 2016 году вполне вероятным может быть не увеличение, а сокращение домохозяйств, получающих субсидии. Также в случае обнаружения более высокого финансового уровня семьи сумма субсидий может быть уменьшена.

По имеющейся информации, таково требование как МВФ, так и международных консультантов, которые не собираются закрывать глаза на фактический «обман» бюджета со стороны населения. Система ценностей «социального государства» в ЕС и США не одобряет такой манипулятивный подход к субсидированию. Общий принцип социальной поддержки в ЕС – это делегирование гражданами части своих финансовых и имущественных прав в пользу государства в обмен на получение финансовой помощи. Одним из показательных является пример оплаты государством части коммунальных услуг и аренды жилья при условии отсутствия или продажи жилья со стороны получателя субсидий. Готовы ли будут украинцы к такому «пожертвованию» – вопрос ближайшего будущего.

В то же время эти же международные партнеры Украины никак не проявляют желания выделять дополнительные финансовые средства на поддержку программ субсидий для граждан Украины.

Однако даже при отсутствии поддержки в этом вопросе со стороны кредиторов правительство планирует увеличить общую сумму «субсидий». В бюджете-2016 на эти цели предусмотрено 35 млрд гривен. «По нашим подсчетам, исходя из того, что цены на газ на мировом рынке падают, и резких скачков цены на газ и жилищно-коммунальные услуги в следующем году не будет, 35 млрд гривен, которые закладываются в проект государственного бюджета Украины на 2016 год, нам будет достаточно. Если обратится больше людей или будет больше размер субсидии, мы оперативно внесем изменения в государственный бюджет», – уверяет Розенко.

В то же время более реальной будет цифра в 40–45 млрд гривен. Именно такой объем субсидий в разное время прогнозировали премьер Яценюк и глава премьерской фракции «Народный фронт» Максим Бурбак. Из этой суммы, собственно, субсидии для населения составят до 6–7 млрд гривен, а остальные 30–37 млрд гривен будут выделяться «Нафтогазу» и ТКЭ.

Несмотря на то что потенциал расширения перечня получателей субсидий дальше ограничен, а тарифы на газ и тепло не планируется существенно повышать, увеличение суммы субсидий с 24 млрд до 40–45 млрд гривен будет следствием дальнейшей девальвации гривны. Ведь основную нагрузку несет закупка за валюту импортного газа для теплокоммунэнерго.