По его мнению, государство держалось на нескольких традиционно существующих условиях, которые казались незыблемыми: территория, язык, культура.
Теперь происходит распад всех трех условий. Во-первых, территория фрагментируется. Предоставление функций больше не привязано к территории. Ты одну и ту же услугу – она становится инфраструктурной — у мировой корпорации можешь получить в любом месте земного шара.
Второе – культурная идентичность, которая казалась очень важной, «размылась» настолько, что теперь для человека, который ездит в Европу, знает два-три языка, быть украинским по своему патриотизму и чувству не принципиально. Он по происхождению такой, но в реальности на работе говорит на том языке, который изучил очень быстро. И язык тоже не является принципиальным. Все эти вещи упразднились.
Дацюк считает, что это произошло из-за того, что появились средства коннективности – Интернет, коммуникации, который позволили очень легко входить в другие культурные контексты и очень быстро в них интегрироваться.
«Глобализация к этому подтолкнула: входя в некую культуру, ты знаешь, что там тот же набор, но сделанный под национальные особенности. Куда бы не поехал – везде есть места, где ты за деньги можешь поесть, получить другие услуги. Оказалось, что большинство частей, которые, собственно, и составляли культуру – для твоей жизни являются непринципиальными», — говори он.
Осталась единственная сфера – интеллектуальная. Однако, когда СМИ эту сферу тоже благополучно уничтожили, теперь не за что держаться. То есть, интеллектуальная вещь, процесс – он оказался мировым, и лишь локализован в той или иной стране. Делаются переводы, компьютерные продукты решают вопросы совпадения форматов, телекоммуникации решают вопросы расстояний.
Поэтому, у государства не осталось тех функций, которые для него являлись традиционными, потому что происходит такая вещь, «умирание республики». Это более мощная вещь, чем «умирание демократии», потому что демократия – это один из форм политической системы, а республика – это способ совместной жизни.
Было две парадигмы республики: традиционная, или как потом ее стали называть – унитарная, и федеративная, когда возникает набор субъектов федерации, а над ними некий второй уровень. Теперь вторая парадигма разрушается. Возникает третий вариант республики – фрагментарная или сетевая парадигма. Это когда у тебя нет субъектов федерации – они разбросаны по миру, а ты можешь легко перемещаться, меняя только филиал предоставления тебе инфраструктурной услуги, резюмирует Сергей Дацюк.
13-12-2010 17-58
«Хвиля»
По теме: Вадим Карасев: Олигархи стремятся не допустить консолидации «внизу»
Андрей Золотарев: Если на голову власти не вылить ведро холодной воды — она утопит нас, как Муму
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей
Морози до -6, сніг, дощ та сильний вітер: мешканців Київщини попередили про небезпечну погоду
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Судьба капитализма. Беседа Джованни Арриги и Дэвида Харви
Юрий Романенко: Сегодня убивают не пулями, а продуманными экономическими решениями