Перед уходом первый зампред СБУ встречался с президентом.

Первый зампредседателя СБУ — начальник Главного управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Центрального управления Виктор Трепак в интервью ZN.UA подтвердил информацию о том, что подал в отставку с занимаемой должности, и что главной причиной такого решения является невозможность эффективно бороться с коррупцией, пока во главе ГПУ находится Виктор Шокин.

«На самом деле я подал два рапорта на увольнение с должности.

Первый — 29 октября на имя председателя СБУ. Я действовал в соответствии с существующими в Службе правилами: заместитель председателя подает рапорт об увольнении председателю, а председатель на его основании вносит представление президенту, который издает соответствующий указ. По аналогии с процедурой назначения на эту должность. После того как с момента подачи рапорта прошло 10 дней и на него не было надлежащей реакции, 9 ноября я подал второй рапорт — уже непосредственно на имя президента. Закон дает мне такое право: в соответствии со ст. 13 закона «О Службе безопасности Украины», представление председателя Службы обязательно для назначения его заместителя, а для увольнения закон такого представления не требует.

Поэтому я обратился напрямую к президенту. Сейчас нахожусь на больничном», — рассказал Трепак. Замглавы СБУ сообщил о том, что прежде чем подать рапорт, он встречался с президентом Порошенко 28 октября. Предметом разговора с главой государства было, в том числе, и дело так называемых «бриллиантовых прокуроров».

«Я попросил уволить меня с занимаемой должности «в связи с невозможностью выполнения возглавляемым мной специальным подразделением определенных законом задач по противодействию коррупции и организованной преступности из-за пребывания на должности генерального прокурора Украины Шокина В.Н.» Это — главная причина моего решения. Хотя и не единственная», — рассказал он.

Трепак подчеркивает: его решение было «вынужденным, но осознанным», несмотря на то, что изначально «было совсем другое большое желание — работать» (на должность замглавы СБУ Трепак был назначен Порошенко только летом – ред.). «Ведь даже за такой сжатый срок кое-что удалось реализовать, сделать определенные наработки, а главное — вселить веру многим сотрудникам главка «К» в то, что можно работать по-новому и по-серьезному. Поэтому решение об увольнении можно считать скорее внутренне вынужденным.

Но оно абсолютно осознанное, однозначное и твердое … Я четко понял, что в нынешних обстоятельствах у меня не будет возможности работать на этой должности так, как могу, как того требует закон и как необходимо обществу», — резюмировал он. Трепак поясняет, что дело «бриллиантовых прокуроров» — это не просто резонансное дело в отношении прокуроров высокого уровня (в дальнейшем стала также известна внеслужебная связь фигурантов этого дела с генпрокурором). Оно во многом определяет дальнейшее содержание борьбы с коррупцией в нашей стране, поскольку ломает систему круговой поруки, закрытости, неприкосновенности, создававшуюся и существовавшую десятилетиями, уверен он. Сразу же после задержания фигурантов этого дела ГПУ открыла четыре или пять уголовных производств, предметом которых стала деятельность следственно-оперативной группы Трепака.

Недавно ГПУ открыла еще одно уголовное производство — за разглашение государственной тайны, которое касается непосредственно зампреда СБУ и сотрудников главка «К». «Это производство — надуманное, основания для его открытия были искусственно созданы. Сегодня ГПУ активно по нему работает, собирает материалы, проводит следственные действия, то есть нам четко сигнализируют: вы под дамокловым мечом. Обвинительные материалы в отношении меня ГПУ собирает даже в тех уголовных производствах, которые не имеют никакого отношения ни ко мне, ни к указанному делу. Свидетелям, которых допрашивают в рамках других производств, задают вопросы о моем участии в реализации дела «бриллиантовых прокуроров». Это очевидное процессуальное злоупотребление», — говорит Трепак.

«Такая активность ГПУ в этих производствах выглядит как банальная месть и расправа», — резюмирует он. Кроме того, Трепак указывает еще на одну проблему — конфликт между ГПУ и СБУ, который является не только персональным противостоянием, но имеет и субъективную составляющую. «Главные же причины этого конфликта — объективные, которые кроются, в частности, в законодательной регламентации деятельности оперативных служб СБУ и полномочий прокуратуры. Речь идет о действующем Уголовном процессуальном кодексе, который, на мой взгляд, построен на концептуально ошибочных началах. Он предусматривает тотальный прокурорский контроль над деятельностью оперативных работников и служб. Оперативники не могут и шагу ступить без согласования с прокурором — процессуальным руководителем», — поясняет он. Трепак отмечает то, что Конституция не предусматривает выполнения прокуратурой такой функции. Он также напоминает о том, «что это нормативное творение «освящал» сам Янукович», который на тот момент завершал концентрацию политической власти в своих руках, а непосредственную власть над правоохранительными структурами хотел сконцентрировать в руках именно генпрокурора.

«Януковича уже давно нет в Украине, а мы продолжаем работать по его идеологии. Тогда генпрокурором был Пшонка, теперь — Шокин, скоро придет кто-то другой. Но системно это мало что меняет. УПК надо менять немедленно. Надо восстановить процессуальную самостоятельность следователей и дать некоторую свободу для оперативной работы. Достаточным контролем над такой работой является разрешение суда на проведение негласных мероприятий», — говорит Трепак.

Источник: ZN.ua

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Показати ще