За восемь месяцев 2015 года Украина экспортировала товаров почти на $24,8 млрд — на 34% меньше, чем за аналогичный период 2014-го.

Сократились почти все крупные статьи экспорта — металлургия, зерновые, химпром, машиностроение и продукты питания. Сильнее всего снизились продажи за рубеж транспортных средств (на 70%), металлопродукции (на 40%), продукции химпрома (на 30%), пишет ЛІГА.net.

Даже прошлогодний «спасательный круг» украинской экономики — зерновые — тоже просели на 9%. Чуть ли не единственная отрасль, показавшая рост, — кондитерская (+30%).

ЛІГА.net опросила экспертов и выбрала пять главных причин падения украинского экспорта.

Очевидный фактор — разрушенная инфраструктура Донбасса и остановка ряда предприятий. Донецкая и Луганская области традиционно играли важную роль в украинской промышленности и во многом обеспечивали приток валютной выручки в страну. На подконтрольной пророссийским боевикам территории остались немало металлургических и других предприятий, часть из них остановлена. Да и в оставшихся под юрисдикцией Киева районах немало заводов или вообще остановилось, или работает со значительными перебоями из-за трудностей с поставками сырья и электричества, а также с вывозом готовой продукции.

Старший аналитик исследовательского центра CASE Украина Владимир Дубровский считает, что такой провал традиционной для страны «тяжелой» индустрии может обернуться и к лучшему. «Это устаревшая сфера промышленности, доставшаяся Украине в наследство от СССР, — объясняет он. — Их нынешнее печальное положение может дать стимул для развития высокотехнологичных отраслей, которые должны в будущем стать основой украинского экспорта».

Второй важной причиной Владимир Дубровский называет разрыв экономических связей с РФ. После аннексии Крыма и участия российских войск в боях в Донбассе товарооборот между Украиной и Россией резко сократился. Даже по сравнению с прошлым годом, за семь месяцев 2015-го он упал почти на 60%. Долгое время Россия была крупнейшим торговым партнером нашей страны, а сейчас на первое место вышли страны ЕС. Помимо сокращения поставок в РФ, уменьшился экспорт и в другие государства СНГ, к примеру, поставки в Казахстан сократились на треть.

При этом Россия была стратегическим покупателем для некоторых отраслей промышленности, в первую очередь машиностроительной, и найти новых контрагентов для специфической продукции (двигатели, котлы, турбины, реакторы) быстро не получилось. Пострадали и производители продуктов питания, прежде всего сыроделы, традиционно ориентировавшиеся на поставки в Россию. Из-за несоответствия украинских сыров требованиям ЕС и других стран они вынуждены осваивать выпуск новых видов продукции.

Президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило полагает, что основной удар по украинскому экспорту разрыв отношений с РФ нанес в прошлом году. «Безусловно, этот фактор крайне важен, но за почти полтора года он несколько нивелировался: многие предприятия отошли от шока и учатся работать в новых условиях», — говорит эксперт. Потеря российского рынка вкупе с сокращением экспорта в СНГ дает украинским производителям шанс модернизировать производство и улучшить качество продукции, после чего наладить экспорт в развитые страны и освоить новые рынки сбыта.

Начальник аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий обращает внимание на третий фактор — неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках. Замедление роста мировой, а особенно китайской экономики привело к избытку металла на мировых рынках, и в таких условиях украинские металлурги не без проблем находят покупателей на свой товар. Также сказываются проблемы еврозоны: греческий долговой кризис, проблемы Испании, Ирландии, Италии, запрет поставок продуктов из Европы в Россию снижают спрос на украинские товары.

Аналогичная ситуация и с продукцией сельского хозяйства: хорошая погода в основных аграрных странах привела к высоким урожаям, и цены на зерновые поползли вниз. Низкая стоимость пшеницы и кукурузы — основных статей украинского аграрного экспорта — снижает валютные поступления в страну. «Цены упали на все ключевые экспортные статьи Украины — руду, металлопродукцию, продовольствие», — констатирует Паращий. Сохранить стабильность помогает высокий спрос на украинское подсолнечное масло.

Дубровский из CASE Украина добавляет, что на внешнюю торговлю Украины влияют и страновые риски. Существует риск возобновления активных боевых действий, и потенциальные покупатели вынуждены учитывать его при заключении контрактов. То есть при прочих равных они могут предпочесть купить продукцию в других странах, так как есть вероятность, что из-за войны Украина не сможет выполнить свои экспортные обязательства.

Важная причина — равнодушие и безынициативность самих бизнесменов. В опросах бизнес всегда уверяет, что готов и хочет продавать товары за рубеж, но мало кто делает реальные шаги. Несмотря на многочисленные семинары и тренинги о возможности экспорта в ЕС в рамках зоны свободной торговли, на европейском рынке практически не появилось новых украинских брендов. В том числе и потому, что изготовление товара по европейским требованиям нередко требует основательной модернизации производства, перестройки сложившейся системы работы, получения сертификатов и так далее. Часть компаний не имеет либо ресурсов для этого, либо желания всем этим заниматься.

Популярні новини зараз

ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко подтверждает, что многие украинские компании не чувствуют в себе достаточно сил для выхода на зарубежный и, в первую очередь, европейский рынок. «Но это не столько их вина, сколько беда: многие предприятия сталкиваются с проблемами при возмещении НДС и привлечении кредитных ресурсов, а также с валютными ограничениями, — рассказывает Деревянко. — В таких условиях трудно построить конкурентоспособную экспортно ориентированную компанию».

Ярослав Жалило из Центра антикризисных исследований полагает, что определенная неготовность украинского бизнеса к работе на внешних рынках — длительный и системный фактор. «Просто раньше, в период высоких цен на украинский экспорт, он не играл такой значительной роли, но в нынешней ситуации все проблемы обнажились», — утверждает он.

Впрочем, и государство не облегчает жизнь экспортерам. Правила ведения бизнеса в стране остаются сложными, налоговое бремя — высоким, административное давление — сильным. В таких условиях рисковать и вкладывать в долгосрочные проекты решаются единицы. Особенно с учетом того, что кредитные ресурсы также по-прежнему труднодоступные и дорогие.

К тому же в Украине отсутствует государственная поддержка экспортеров. В большинстве случаев производители не получают помощи от государства в продвижении своей продукции. Зачастую они сами вынуждены презентовать свой товар на внешних рынках, искать партнеров и контрагентов, налаживать контакты с госорганами. «В этой сфере нужны глубокие системные изменения, улучшение ситуации с возмещением НДС, которая пока что является обременительным фактором для экспортеров, — говорит Деревянко из ЕБА. — Плюс курсовая разница, требования быстро продавать валютную выручку, сложности с покупкой валюты для импортных поставок комплектующих и сырья: все это сильно осложняет жизнь нашим производителям».

Торговые представительства Украины при заграничных миссиях не оказывают всей необходимой поддержки. «Еще несколько лет назад основные украинские экспортеры, по сути, и не нуждались в системной помощи государства, — поясняет Ярослав Жалило. — Спрос превышал предложение, и необходимости в активном участии властей не было. Сейчас ситуация не изменилась, но Украина не сумела пока что перестроиться».

При этом и Минэкономразвития, и Минагропром уже сделали немало, но тем не менее полноценно продвигать интересы отечественных экспортеров у них не получается, из-за чего Украина не может потеснить конкурентов на некоторых внешних рынках.