Он напоминает о том, что на днях президент Петр Порошенко поручил украинским представителям в трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе немедленно подписать соглашение о 30-километровой буферной зоне вдоль линии соприкосновения в Донбассе.
«Тут, конечно же, возникает один большой вопрос: с чего вдруг эти новые договоренности будут выполняться, если все предыдущие постоянно нарушались. С одной стороны, можно приветствовать подобные инициативы, а с другой – нужно быть готовыми, что есть большие сомнения относительно их реализации, — отмечает политолог. — Когда речь идет о создании так называемой буферной зоны на Донбассе, нужно учитывать уровень полномочий работающей в зоне конфликта контактной группы. Они не могут подписывать соглашения без решения на высшем политическом уровне. Допускаю, что люди с украинской стороны, которые работают в рамках этой группы, сделали все возможное, чтобы достичь подобных соглашений. Они могут уладить все детали, но если нет договоренностей на высшем уровне, то нет смысла подписывать даже самые идеальные документы».
«Важно понимать, что сегодня нет оснований считать, что Россия изменила свой курс или свои задачи по части конфликта на Донбассе, — напоминает эксперт. — Кремль, как и раньше, заинтересован в сохранении рычагов влияния на этот конфликт — его активизации и деактивации в любой момент. Если бы удалось убедить российскую власть отказаться от этой идеи, тогда создание 30-километровой зоны отведения оружия большого и меньшего калибра был бы реалистичен, и это было бы первым шагом на пути стабилизации, урегулирования конфликта и демилитаризации»
«Но существует большая угроза – и мы наблюдали это последнее время – что соглашения будут достигнуты, а затем снова начнутся провокации, и украинская сторона будет вынуждена для своей защиты возвращать ранее отведенное оружие, — пишет Мельник. — Обстрелам из оружия большого калибра можно противостоять только приблизительно соразмерным вооружением».
«В целом позиционная война, в которую сейчас втянута Украина, очень истощает и деморализует. Но военные выполняют приказ. Если они отойдут от своих позиций, эта линия будет захвачена. И этот процесс может длиться бесконечно», — резюмирует он.