Перед Украиной стоит дилемма: либо блокада оккупированных территорий, либо мирное сосуществование с ними.

Необходимость экономической блокады оккупированных районов – давняя проблема. Сперва она возникла в отношении Крыма, а теперь пришла очередь Донбасса.

Об этом в блоге на сайте Новое Время пишет политолог Олег Фесенко:

«Не мы первые и не мы последние столкнулись с этой проблемой. К примеру, в Приднестровье реализовывается модель мирного сосуществования – стороны активно взаимодействуют и поддерживают экономические отношения. В Карабахе же и Абхазии реализовывается сценарий блокады, как и сейчас в Южной Осетии, хотя до 2008 года этот регион имел очень активные экономические связи с Грузией, и эксперты даже полагали, что возможна относительная реинтеграция Южной Осетии. Возможно, война 2008 года была задумана Россией именно для того, чтобы не допустить экономической реинтеграции региона с Грузией.

Почему сейчас в Донбассе усилился контроль и была сделана ставка на блокаду? О полной блокаде, скорее всего, речь все же не идет. Возможно, это всего лишь временная мера, тем более, что законодательно вопрос пока не урегулирован.

Думаю, решение о блокаде обусловлено двумя причинами. Первая – эскалация конфликта и обострение военных действий. После того, что произошло под Марьинкой, стало ясно, что ситуация накалилась – об этом говорят и свежие сводки с фронта. В таких условиях очевидно, что лучше прекратить транспортное сообщение с Донецком от греха подальше.

Вторая причина – это тактика давления на сепаратистские республики, инструмент переговоров. Противник давит на нас военными действиями, эскалацией конфликта, а украинская сторона в ответ давит экономически. Вот такие тактические линии.

Что касается будущего, скажу так: если в зоне конфликта будут продолжаться военные действия относительной интенсивности, будет доминировать и тактика блокады. Если же состоится переход к относительному прекращению огня, можно ожидать возвращения к контактам, транспортному сообщению и даже экономическим отношениям.

При условии замораживания конфликта возобновление активных экономических связей с Донбассом практически неизбежно. На то есть много причин, но назову только главные: общая инфраструктура, разделять которую крайне сложно и затратно. Даже сейчас, во время военных действий, она работает как на украинскую сторону, так и на сепаратистов. Кроме того, за возобновление и развитие экономических связей будет выступать донецкий бизнес, который связан и с Украиной, и с оккупированными территориями. Это два главных фактора, которые при условии прекращения огня в Донбассе будут двигать ситуацию к приднестровскому варианту», — отметил эксперт.