Большая часть жителей оккупированных территорий Донбасса склоняются к российскому, а не к украинскому, варианту урегулирования конфликта.
Об этом в своем блоге для Espreso.tv пишет журналист Виталий Портников:
«Президент выступал в парламенте сразу же после боя под Марьинкой — и не надо думать, что это было совпадение, скорее — демонстрация даже не силы, а нестабильности. И нужно понимать, что каждый раз эта демонстрация нестабильности — российский призыв к капитуляции. Соглашайтесь на наши условия, а иначе мы никогда не оставим вас в покое — вот, собственно, то, что хочет сказать своими нападениями Путин», — считает Портников.
«Осталось только понять, чего он хочет. Стратегически — контроля над Украиной и всем постсоветским пространством. Но это — мечта. Тактическая же цель российского правителя — это реинтеграция Донбасса на его условиях. То есть Донбасс остается под его контролем, но формально считается частью Украины, — отмечает журналист. — И еще имеет возможность диктовать свои условия всей стране.
«В послании президента не просто прозвучало несогласие с этими условиями. Петр Порошенко фактически признал готовность отмежеваться от оккупированных территорий — если не будут выполняться Минские договоренности. Украинская формула проста — выборы в местные органы власти, возобновление контроля над границей — и возобновление экономических связей и социальных выплат, — пишет эксперт. — Российская формула прямо противоположна — начните платить деньги, а там посмотрим».
«Не знаю, нужно ли объяснять, что большая часть людей, которые очутились на оккупированных территориях, склоняются к российскому, а не к украинскому виденью. Потому что им нужно получать зарплаты, пенсии, ходить на работу, быть уверенными в завтрашнем дне. Кто там контролирует границу, им совсем не интересно, — отмечает эксперт. — Потому что они и раньше не замечали никакой границы, более того, она их скорее раздражала — возникла ниоткуда и мешала поездкам в соседние города, к родственникам и за покупками».
«Президент считает этих людей российскими пленными. Они воспринимают себя скорее как заложников ситуации. И то, что им действительно неясно — так это почему российско-украинская граница остается закрытой, — отмечает Портников. — Идеальный вариант для них: чтобы Украина продолжала платить деньги, ни во что не вмешивалась, а границы с Россией не было бы. Государство, которое так функционировало, у них уже было. Это — Советский Союз».
«Невозможность вернуться в это государство — их самое большое разочарование и самая большая слабость Путина. Кажется, российский президент так и не понял, в какую страну хотели бы попасть большинство жителей Донбасса. Не в Россию, не в Новороссию — в СССР. А раз Советский Союз восстановить нельзя, то рано или поздно придется делать совсем другой выбор — возвращаться в Украину или жить в беспризорном анклаве», — рисует нерадостные перспективы эксперт.
«Для того, чтобы этот выбор был правильным и честным, Украина не должна лелеять иллюзии, что возможность возвращения Донбасса на российских условиях вообще существует. А для этого нужно создавать реальную границу между свободной частью территории страны и оккупированными районами. Сворачивать серые схемы. Возлагать ответственность за «пленных» на оккупанта.
Только тогда все это безумие прекратится», — резюмирует Портников.