В политике президента Петра Порошенко есть сильные и слабые места.

Об этом в блоге на сайте новое время пишет политолог Олег Фесенко.

По мнению эксперта, оценивая год, прошедший с момента избрания Порошенко президентом, нужно иметь в виду следующее: этот год был самым тяжелым и сложным не только для Порошенко, но и для всей страны за всю ее историю. Таких проблем, вызовов и рисков не было ни у кого из украинских президентов. Это очень важное обстоятельство.

Второе, что очень часто не учитывают – президент действовал в условиях парламентско-президентской системы. Соответственно, его полномочия были ограничены: он не являлся «хозяином страны», который мог все, что угодно.

«Я не сторонник того, чтобы оценивать ситуацию идеалистически – с точки зрения того, что нужно было сделать; я предпочитаю исходить из того, что возможно было сделать. Кроме того, есть два измерения того, к чему должен стремиться президент, особенно – в первый год правления. Первое – это укрепить свою власть, второе – реализовать общественные потребности, актуальные в этот период», — отметил Фесенко.

С точки зрения президентских задач и интересов этот год оказался для Порошенко абсолютно успешным. Он сумел добиться укрепления и расширения своего влияния, не меняя формат самой системы. Многие подозревали, что он хочет узурпировать власть и вернуться к президентской системе. Порошенко формат системы не менял, но сумел стать ключевой фигурой в рамках парламентско-президентской системы власти. Если раньше у нас были конфликты между президентом и премьером, то сейчас очевидно, что ключевую роль играет именно президент.

С точки зрения общественных потребностей ситуация сложнее. Если говорить в общих терминах, то движение вперед есть, но происходит это достаточно медленно. Вот в этом, пожалуй, главная проблема.

Как отмечает политолог, задача номер один – вопрос мира и войны. Нужно добиваться разрешения конфликта на Востоке; Порошенко пытался сделать это и военным путем, и посредством дипломатии. Чего он добился в итоге? Конечно, не максимума; но вряд ли это вообще было возможно. Может быть, он и сам верил, что сможет быстро решить эту проблему, но сейчас стало ясно, что никакого быстрого решения не будет из-за России. Тем не менее, Порошенко удалось снизить риски большой войны с РФ, относительно стабилизировать ситуацию на Востоке и освободить большую часть территории Донбасса. Несмотря на неоднозначную оценку Минских договоренностей, с их помощью удалось уменьшить риски возобновления войны и новой эскалации конфликта. Это тоже прогресс, пусть даже относительный, по сравнению с прошлым годом.

«Что касается других вопросов обороны и национальной безопасности. При всех нынешних проблемах с армией – с ее снабжением, оценкой профессионализма нашего генералитета и так далее, — армия появилась. Год назад ее практически не было. И сейчас на Востоке количество наших военных и техники в несколько раз больше, чем год назад. Удалось восстановить и дееспособность других силовых структур, хотя ряд проблем сохраняется.

Еще немаловажно сокращение внутренних рисков. Полгода назад все говорили о третьем Майдане, а сейчас этих разговоров почти нет, хотя экономических проблем стало намного больше. Думаю, это признание того, что ситуация стала стабильней. Раньше одним из факторов риска были добровольческие батальоны, сейчас этот фактор на 90% нейтрализован, за исключением Правого сектора. Произошло укрепление и восстановление хотя бы относительной дееспособности государственных структур».

Как считает Фесенко,  есть и очевидные проблемы. Они, правда, общие для всей власти, но создают трудности и для президента. Это отсутствие заметного прогресса в борьбе с коррупцией и продвижении реформ. В этом году процесс пошел, но с опозданием и пока гораздо медленнее, чем ожидалось. Это и стало главной темой для критики президента. Также в минус Порошенко можно записать и отдельные кадровые ошибки – по Гелетею, а также, как многие считают, по Генпрокуратуре. Кроме того, по-разному оценивают деятельность Гонтаревой. В этой сфере есть и позитивный момент – эксперимент с иностранцами. Он придал живости кадровой политике, а также придал активности правительству.

Ну и внешняя политика – это конек президента. Главным вектором его политики является евроинтеграция. И, хотя после Рижского саммита нередко звучат критические замечания о том, что процесс застопорился, на мой взгляд, это не совсем так. Все дело в том, что прошлый год был прорывом. Главное достижение – подписание Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. То, что на Рижском саммите нам не удалось получить безвизовый статус, разумеется, проблема, но вызвана она не только нашими недоработками, но и торможением со стороны ЕС. Главное, что процесс идет, несмотря на сопротивление некоторых европейских политиков и чиновников. Думаю, либо к концу года, либо уже в 2016 году мы добьемся безвизового режима.

Наконец, то, что Россия признала его президентом, тоже немаловажно. Тема «хунты» оказалась закрытой. Ну а активное создание сети друзей и партнеров Украины за рубежом, прямые контакты с мировыми лидерами – это то, чего у нас не было раньше. Отчасти это, конечно, связано с остротой нашего кризиса, но свою роль сыграла и активность Порошенко. Думаю, в направлении внешней политики мы имеем самого динамичного и самого хорошо подготовленного президента за всю историю независимой Украины.

Популярні новини зараз

Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті

Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня

У ДПЕК підказали, як зрозуміти, що лічильник електроенергії несправний

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Показати ще

«Из проблемных моментов также отмечу ахиллесову пяту президента – его бизнес. Порошенко так его и не продал. Тут, кстати, скрывается еще один недостаток президента – он иногда склонен к скоропалительным и эмоциональным обещаниям. Пообещал во время выборов продать бизнес, потом оценил ситуацию и понял, что по достойной цене продать не получится, а задешево – не хочется; в итоге тема зависла. Этот просчет время от времени повторяется – многие помнят, что Порошенко обещал быстро закончить АТО, освободить Донецкий аэропорт (чем сразу воспользовались в РФ)», — отметил эксперт.

«Но в целом, несмотря на небыстрый темп продвижения, главное, что оно есть. Мы видим заметный прогресс не только по сравнению с Януковичем, но и с 2005 годом – и в отношениях власти с обществом, и в решении накопившихся за годы проблем. Поэтому я оцениваю первый год президентства Порошенко по большей части положительно», — резюмировал он.