В течение десятилетий американцы тратили миллиарды долларов на Украину. «Так куда же пошли эти деньги?».

Об этом рассуждают журналисты Керстин Коленберг и Алис Бота в немецком Die Zeit, передает Newsru.ua.

«Тот, кто в наши дни говорит об Украине, автоматически начинает думать о России и то, что там теперь — война или мир? И только когда Путин начнет наступление на Мариуполь, пробивая сухопутный коридор в Крым, все начнут думать о Западе, ведь он должен будет отреагировать, — пишут авторы. — Но тогда выяснится, что никакого Запада на самом деле нет. Вместо него на свет божий выйдет другая проблема, которую сначала за конфликтом с Россией никто не замечал: трение между Европой и Америкой». В Вашингтоне выступят за поставки вооружения, а в Брюсселе и тем более в Берлине — практически никто. «И тогда возникнет вопрос: так чего же хотят американцы в Украине?» — продолжают Коленберг и Бота.

Всего несколько месяцев назад украинцы, говорится далее, попросили в США поставить им танки и противоракетные комплексы, но получили только 300 американских военных инструкторов, внедорожники и приборы ночного видения. «Вот и вся помощь воюющей стране. Подумав над разрывом между украинскими иллюзиями и американской готовностью выполнить просьбу, приходишь к выводу, что до сих пор ничего, кроме символических жестов, сделано не было».

Что же это значит? «Для того чтобы понять отношение американцев к Украине, необходимо вернуться к истокам, — рассказывают журналисты. — В 1991 году, когда завершилась холодная война, а Советский Союз еще существовал, но уже разваливался, президент США Джордж Буш-старший отправился в Киев. Запад выиграл холодную войну, но Буш вовсе не был заинтересован в полном крахе СССР. Он опасался того, что в регионе больше не будет регулирующей силы, и поэтому предостерег депутатов украинского парламента от чрезмерного стремления к независимости и «самоубийственного национализма».

Но украинцев это заботило мало, и в декабре того же года они — в том числе и Крым — проголосовали на референдуме за независимость. Вашингтон, разумеется, не мог игнорировать это, и сотрудничество с Киевом стало более тесным. (…) В результате в 1990-е годы Украина в военном плане не сотрудничала так тесно ни с одной страной, как с США, — говорится в статье. — Украина сотрудничала с НАТО и размышляла о членстве в Альянсе, причем даже тогда, когда у власти находился пророссийски настроенный президент Виктор Янукович. И русских это не возмущало».

«Но единодушие длилось недолго. Из-за того, что политические и экономические реформы на Украине не шли, а власть оставалась коррумпированной, американцы все больше и больше теряли интерес к стране, — продолжают авторы статьи. — С новой силой он проявился только после Оранжевой революции 2004 года, когда после предъявления доказательств фальсификации был свергнут Виктор Янукович, и к власти пришел его противник Виктор Ющенко — прозападный политик, который гарантировал сближение с Америкой».

Именно тех времен касается тезис о том, что американцы «дергали за ниточки» в Украине, подчеркивают Коленберг и Бота. Так, журналист Йен Трейнор написал тогда в британской The Guardian, что избирательная кампания Ющенко «представляла собой американскую махинацию». Как «доказательство» Трейнор указал на наблюдателей на выборах и протестные группы, которые прошли подготовку за американские деньги, а также на профинансированные американцами предварительные результаты подсчета голосов, которые были призваны подкрепить обвинения в фальсификациях в пользу Януковича. Тезис Трейнора, напоминает издание, не нашел широкой поддержки, но с ним согласился известный профессор политологии Чикагского университета Джон Миршаймер, который утверждает, что Вашингтон до сих пор — через десять лет после Оранжевой революции — «проводит политику вмешательства в дела Украины». Миршаймер уверен: протесты на Майдане, которые в итоге привели к свержению Виктора Януковича 22 февраля 2014 года, американцы готовили в течение многих лет, потратив при этом большие деньги.

В этом месте, пишет Die Zeit, всегда указывают на огромную денежную сумму и один подслушанный телефонный разговор. Так, в беседе с послом США в Киеве 28 января 2014 года помощница госсекретаря США Виктория Нуланд упомянула сумму в 5 млрд долларов. Это произошло всего за несколько недель до того, как президент Виктор Янукович лишился власти. К тому же Нуланд говорила о том, кто из украинской оппозиции должен оказаться в правительстве, будто бы она могла на это повлиять. Разговор подслушала и обнародовала Украинская секретная служба, лояльная к Януковичу.

Пять миллиардов долларов. На первый взгляд, огромная сумма — но достаточно ли её, чтобы купить революцию?

Деньги между 1991 г. и 2014 г. поступали из Государственного департамента США, а также из государственных организаций, таких как Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (USAID). Джон Ф. Кеннеди основал эту американскую организацию для помощи в целях развития жизни. Одним из её предшественников был план Маршалла по поддержанию разрушенной послевоенной Европы.

Киевский офис USAID расположен на окраине города. Огромное здание защищено метровой высоты забором. Ни один другой вопрос Энн Мари Ястишок (Yastishock), заместитель директора USAID в регионе, так часто не слышала, как о деньгах. «Мы не финансируем революции, мы поддерживаем гражданское общество и НПО», отвечает она. «Мы не поддерживали ни Оранжевую революцию в 2004 году, не финансировали ни протестов Майдана 2014 года, потому что там, на Майдане, были граждане, которые восстали против своего коррумпированного правительства».

В 1992 году USAID начала деятельность по приглашению тогдашнего правительства в Украине, а также в России, Грузии и многих других постсоветских странах. «Мы думали тогда, что достаточно 20 лет, и общество будет процветать здесь», вспоминает Ястишок. Америка способствовала развитию антикоррупционных групп, наблюдению за выборами, делилась опытом с депутатами. Гораздо больше денег ушло на проекты в области здравоохранения, экологические программы и экономическое развитие. Но гранты становились все меньше с течением времени.

Популярні новини зараз

Аналітик пояснив, чому Європа "обере" Молдову замість України

Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»

Водіям нагадали важливе правило: коли включати "поворотники" у місті та на трасі

В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада

Показати ще

Но могут ли люди за деньги рисковать своей жизнью в длительной борьбе на Майдане?

Президент России Владимир Путин, кажется, именно так и думает. Путин видит деньги от иностранного вмешательства во внутренние дела страны. Поэтому в России НПО, которые получают деньги из-за рубежа, теперь считают «агентами Запада». Фонд американского инвестора Джорджа Сороса вынужден был прервать проекты по профилактике ВИЧ, и теперь количество инфицированных снова возрастает.

И наоборот, после Оранжевой революции Путин стал инвестировать в ряд НПО, чтобы расширить влияние России за рубежом. С 2012-го ежегодно направляется 130 млн долларов организациям, действующим в странах постсоветского пространства и на Балканах, особенно в Украине. И эта тенденция растет. Это вытекает из исследования, которое в ближайшее время будет опубликовано Chatham House. Его исследование описывает огромную сеть на службе «Русского мира», которая пытается, создавая образ врага, угрозами и манипулированием, действовать на местное население, настраивая против Запада. Самое главное отличие от концепции американской мягкой силы — в том, что Россия не хочет действовать путем убеждения, но только через экономическое давление и политическое запугивание.

Но даже не делая никакой разницы между российским и американским влияниям, надо признать: ни одна из сторон не должна получить верх, и никто существенно не в состоянии контролировать направление украинской истории. Свое будущее украинцы должны решать сами.

Интерес американцев к Украине за последние четверть века был крайне нестабилен. Если это было построение демократического общества, то стратегическим противником была Россия. Если в ближайшие месяцы ситуация ухудшится, то политика США, возможно, снова изменится, и Барак Обама задумается о поставках оружия, ведь его политические противники, а также некоторые политические друзья будут требовать его дать ответ на вопрос: может ли Америка стерпеть такое от Путина?»

И тогда снова встанет проблема между Америкой и Европой», — резюмировали в статье.

Напомним, сегодня Виктория Нуланд рассказала, как США будут влиять на обеспечение выполнения Минских соглашений.