Энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова необоснованно требует повышения цены угля, заложенной в тариф на производство электроэнергии тепловыми станциями.
Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин в эфире «5 канала», пишет Интерфакс-Украина.
«Я в течение последних 4 мес. пытаюсь достучаться к их рациональности – будучи большим игроком, влияющим на рынок, они должны понимать, что есть опасность для государства. И в рамках понимания безопасности, они должны вести себя рационально», — заявил министр.
В.Демчишин отметил, что реальная себестоимость угля, добываемого ДТЭК, намного ниже декларируемых холдингом 1500 грн/тонна.
«Монополия, конечно, хочет зарабатывать больше, но … нужно понимать, что тариф, который мы устанавливаем, рассчитан так, чтобы было возможным добыть уголь (мы оцениваем, что они его сейчас добывают по 800-850 грн/тонна), потом по 1100 грн поставить на станции (а значит, более 30% заработать на тонне поставленного угля). Кроме того, переработать в кВт (по себестоимости он у них выходит около 70-75 коп./кВт) и продать на рынок – на сегодня они продают по 82-83 коп. (еще на электроэнергии зарабатывают около 10% маржи). Это адекватные доходности, мы им это объясняли, более того, показывали на фактах – сколько зарабатывают европейские компании, китайские, американские», — сказал министр.
В.Демчишин отметил, что о реальной себестоимости угля ДТЭК может говорить и то, что холдинг отказывается закупать уголь по цене 1100 грн/тонна на госшахтах.
«Мы готовы вам сегодня продавать (государство готово продавать «ДТЭК Захидэнерго») по 1100 грн/тонна. Они говорять – нет, мы не хочем этого, мы хотим купить у вас по 1500 грн, что уже звучит нелогично, но там формула с определенными корректировками цены. Публично, они (ДТЭК – ИФ) ходят на все шоу и говорят «Мы готовы покупать дорого уголь», но, если вы посмотрите внимательно формулу, которую они предлагают, то реальная стоимость угля будет 850-900 грн. То есть, ниже 1100, за которые мы хотим продать», — сказал он.
Министр добавил, что свой уголь ДТЭК экспортирует также по цене ниже 1100 грн/тонна.
«Свой уголь они добывают и экспортируют по цене 1000-1050 грн, что менее 1100 грн (заложенных в тарифе ТЭС – ИФ), по которой можно конвертировать уголь в кВт электроэнергии и продавать уже кВт. Снова же, они еще одним методом подтверждают, что реальная стоимость их угля не равняется 1500 грн», — резюмировал В.Демчишин.
Министр подчеркнул, что введение цены угля на уровне 1500 грн/тонна в тариф на производство электроэнергии для ТЭС приведет к росту стоимости электричества для промышленности страны на 40% и будет губительным для нее.
По словам В.Демчишина, ДТЭК пытается добиться изменения тарифов, в том числе, снижая закупки угля.
«Каким образом они влияют на меня – они не везут уголь на станции, в течение последнего месяца они сожгли 700 тыс. тонн угля, у нас резко сократились запасы. Таким образом, они говорят: «Каким способом ты хочешь сбалансировать энергосистему? – у тебя нет угля», — сказал он.
Министр отметил, что в связи с этим государство вынуждено реализовать ответные меры – повышать выработку электроэнергии на АЭС, ГЭС и ТЭС компании «Центрэнерго». Кроме того, у государства есть возможность задействовать другие рычаги – например, в виде введения ренты на добычу угля.
Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
«Я буду пытаться договорится, но я могу и не иметь другого выхода, кроме обращения в компетентные органы, что я частично и делаю, чтобы просто привести к сознанию людей, которые требуют нереального … Если их действия будут угрожать безопасности государства – будут задействованы все варианты», — сказал В.Демчишин.
Министр подчеркнул, что если игрок не готов работать в текущих условиях рынка – он может провести прозрачный конкурс и продать свои активы.