Украина может отсудить у России в международных инстанциях от $100 млрд до $ 1 трлн за аннексию Крыма, войну в Донбассе и другие неправомочные действия северного соседа.
НВ выяснило, что процесс тормозит украинский бюрократизм и нежелание Кремля признавать вину.
После аннексии Крыма в марте этого года Россией и войны в Донбассе, проходящей при участии российских войск и под руководством спецслужб Кремля, у Украины появился шанс нанести РФ неожиданный удар – потребовать через международные суды возмещения материального ущерба. Речь может идти о миллиардах долларов.
В начале марта украинский Минюст начал этот процесс, подав первый иск против России в страсбургский Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сегодня к нему добавилось еще два иска.
«Мы собираем документы, свидетельства людей, факты, чтобы показать масштабность нарушения Россией всех международных норм», — пояснила Наталья Севастьянова, правительственный уполномоченный в делах ЕСПЧ.
В заявлении против РФ официальный Киев указал, что на сегодня сумма убытков, нанесенных Кремлем Украине, составляет 1,18 трлн грн ($78,32 млрд).
Но это лишь по делам в ЕСПЧ. Юристы и аналитики говорят, что спектр судебных споров с РФ может значительно расшириться за счет исков в Международный трибунал по морскому праву, Международный суд ООН, Арбитражный институт стокгольмской Торговой палаты и за счет штрафов Государственной авиационной службы Украины.
Российский экономист Слава Рабинович добавил, что в таких делах сформируется общая сумма, которая может быть получена от РФ.
«Считаю, что логично требовать $1 трлн за Крым и Донбасс. Это заявленная сумма, потолок, который хочет получить истец», — уточнил он.
Юрист-международник Николай Гнатовский указал, что дело не только в штрафах. Международное право не ограничивается финансовыми санкциями, главное, чтобы страна-агрессор прекратила противоправные действия.
«Плюс важна гарантия неповторения. Страна, признанная виновной, должна сделать все, чтобы потерпевшая сторона пришла к тому состоянию, которое было перед оккупацией. Если же невозможно загладить вину, тогда выплачивается полная компенсация», — растолковал Гнатовский.