По данным базирующегося в Лондоне Европейского сообщества лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN), после аннексии Крыма Россией стали гораздо более интенсивными и опасными внештатные ситуации с участием российских и западных военных и сотрудников спецслужб.
В опубликованном в понедельник, 10 ноября, отчете ELN сообщается о почти 40 конкретных инцидентах, произошедших за последние восемь месяцев, передает Deutsche Welle.
Среди рутинных внештатных ситуаций ELN сообщает об 11 критических эпизодах особенно агрессивного или провокационного характера, которые могли привести к эскалации напряженности между Россией и НАТО. В частности, речь идет о нарушениях воздушного пространства стран НАТО российскими военными самолетами.
Особенно эксперты выделили три крайне рискованных инцидента, которые с большой долей вероятности могли стать причиной гибели людей или прямой военной конфронтации. 3 марта едва не произошло столкновение следовавшего из Копенгагена в Рим гражданского лайнера «Скандинавских авиалиний» со 132 пассажирами на борту и российского самолета-разведчика, не обозначавшего свое местоположение. Избежать катастрофы удалось только благодаря хорошей видимости и быстрой реакции пилотов.
Кроме того, ELN отмечает похищение сотрудника эстонской спецслужбы в начале сентября и «охоту» военно-морских сил Швеции на «воображаемую» российскую субмарину в октябре.
В сумме из этих инцидентов складывается «тревожная картина» из нарушений национальных воздушных пространств, едва не случившихся столкновений в воздухе, опасных сближений военных кораблей, симулированных военных ударов и других рискованных действий, регулярно происходящих на обширном географическом пространстве, говорится в исследовании.
Хотя до сих пор удается избежать прямой военной конфронтации между Россией и НАТО, в связи с агрессивными действиями со стороны Москвы и готовностью западных сил продемонстрировать свою решимость существует высокая опасность непреднамеренной эскалации и потери контроля над ситуацией. Поэтому эксперты призывают российские власти провести переоценку затрат и рисков своей военной политики. Кроме того, все стороны должны проявлять сдержанность в сфере внешней и военной политики, а также улучшить коммуникацию и транспарентность в военной деятельности.