5-й батальон территориальной обороны «Прикарпатье» совершил преступление, потому что стал первопричиной серии событий, которые повлекли трагедию под Иловайском.
Об этом на брифинге в Укринформе во вторник заявил заместитель генпрокурора — главный военный прокурор Анатолий Матиос.
«Они (батальон «Прикарпатье. – Ред.) совершили преступление, потому что стали первопричиной массового эффекта домино в зоне Иловайска «, — сказал Матиос, добавив, что они стояли под Амвросиевкой.
Главный военный прокурор отметил, что батальон «Прикарпатье» из 326 военнослужащих прибыл к месту несения службы в мае. «Служили-служили и сделали то, что сделали, — оставили место несения службы, обнажили фланг и поехали через всю Украину со штатным оружием на школьных автобусах», — напомнил Матиос.
Он заметил, что 5-й батальон территориальной обороны трижды не выполнил приказ командования.
В частности, констатировал Матиос, после первого обстрела, к которому бойцы батальона не были готовы, потому что не надеялись, что по ним будут стрелять из России за 40 км, «просто снялись и пошли». Ординарец командующего сектора догнал их и дал письменный приказ остановиться или начать выполнять хотя бы комендантскую функцию на этом рубеже. Однако бойцы пошли дальше. Также останавливали их и отдавали приказ в Днепропетровске, однако бойцы батальона его тоже не выполнили, отметил он.
«Садимся в вертолет — командующий Сухопутными войсками, я, мой первый заместитель — летим в Кировоград, Знаменку. Посадили в поле вертолет, идем к ним. Они перекрыли дорогу — мне стыдно это говорить, квантунская армия: кто-то пьян, босые, вооруженные до зубов, с боевым комплектом гранат на поясе, направили РПГ на вертолет, и старший лейтенант Прочук, которому мы объявили подозрение, отдал команду стрелять», — рассказал главный военный прокурор.
По словам Матиоса, командующий Сухопутными войсками приказал тогда батальону «Прикарпатье» прибыть в ближайшую военную часть, сдать оружие, пройти медицинское обследование, помыться, переодеться. получить билеты на поезд и централизовано отбыть домой. Однако они и здесь сделали по-своему и поехали домой колонной из школьных автобусов с выбитыми оконными стеклами, 17 «Уралов» и семь «отжатых» автомобилей без номерных знаков или со знаками Донецкой области, отметил главный военный прокурор.
«Возможно, я слишком эмоционально говорю. Но органы местного самоуправления Ивано-Франковской области делают из них героев. Я не хочу сказать, что там все являются дезертирами, всегда есть поводырь и всегда есть те, что идет за поводырем», — заметил он.
Матиос констатировал, что батальон имел «большие проблемы» еще во время формирования ивано-франковского войска комиссаром. Возмущение военного прокурора, в частности, вызывал тот факт, что для транспортировки бойцов батальона военный комиссар использовал школьные автобусы. Кроме того, по убеждению Матиоса, при определении командира батальона ивано-франковский военный комиссар должен был «успеть понять, что этот человек любит алкоголь» и не может командовать таким количеством людей.