Президентский Закон об амнистии в связи с событиями на Донбассе амнистирует военные преступления в своей массе, хотя международная практика этого не требует, а во многих случаях осуждает.
Об этом в статье для ZN.UA пишет эксперт по вопросам военной безопасности Алексей Ижак.
По его словам, практика применения амнистии по завершении внутренних конфликтов (в случае Украины правильнее говорить о прекращении внутренней фазы международного конфликта) состоит в том, что граждане не преследуются за участие в вооруженных формированиях, ведших боевые действия против правительства.
Общее понимание, что месть неуместна, является важным, проверенным мировой практикой шагом к национальному примирению.
Но детали имеют значение, подчеркивает Ижак.
Как отмечает эксперт, Закон об амнистии содержит ряд исключений по статьям Уголовного кодекса, относящимся к тяжким преступлениям. Только некоторые из них могут быть отнесены к нарушениям гуманитарного права. В то же время, например, ст. 438 «Нарушение законов и обычаев войны» в списке исключений отсутствует.
«Кто-то законы и обычаи войны соблюдал, кто-то нарушал. Но понесут наказание только те, кто совершили тяжкие уголовные преступления. Военные преступления, в своей массе, амнистируются, хотя международная практика этого не требует, а во многих случаях осуждает», отмечает эксперт.
«Возможно, это было политическое решение, отражающее трудность ответа на вопрос «а судьи кто?» (без ратификации Римского статута его не решить). Но может сложиться и так, что вскрытие масштаба разрушений и смертей заставит еще раз вернуться к вопросу соблюдения гуманитарного права в «событиях», имевших место на востоке Украины», — пишет эксперт.