Ситуация, в которой сегодня оказалась Украина, не является какой-то уникальной, скорее наоборот, она подтверждает правило, действующее здесь на протяжении нескольких столетий.
Об этом в интервью «Вторая украинская республика: от рассвета до заката. Распад, олигархический консенсус или революция?» сказал директор Центра политического анализа «Стратагема» Юрий Романенко.
«Собственно говоря, сегодня в Украине происходит то, что происходило на протяжении последних 350 лет. Эта модель, когда наша внутренняя полу-субъектность, неспособность организоваться приводила к краху, воспроизводится раз за разом», — отмечает аналитик.
«Смотрите, Освободительная война 1648 года, все, что было во время Хмельницкого. Мы видим модель, где есть фигура Отца и Сыновей, после которых все крушится. Отец — Хмельницкий, первый Сын – прозападного направления Выговский, который попытался играть с поляками через Гадяцкие соглашения. Дальше, собственно, сын Хмельницкого Юрий, который качнул маятник в обратную сторону. Потом пошло-поехало, русский вектор и дальше начинается Руина, гражданская война, страна рассыпается. Пока Андрусовский мир 1667 года не зафиксировал раздел Украины», — отмечает аналитик.
«Война 1917-1920 аналогична: развал царского режима, Скоропадский выступал, скорее в позиции Хмельницкого. Он пытался заложить долгосрочную базу, например, создал Академию наук с Вернадским. То есть он мыслил далеко. Но у него не хватило ресурсов, и он был менее удачным, чем Хмельницкий. Дальше были левые популисты во главе Петлюрой, харизматы-тактики атаманы в виде Махно, Зеленого, которые усилили гражданскую войну. На других флангах украинские большевики и белогвардейцы.В конце концов, развал и уход под юрисдикцию СССР и Польши», — рассуждает Юрий Романенко.
Наконец, с 1991 года опять видим нечто подобное.
«Кучма, условно Отец, как Богдан Хмельницкий, первый его Сын — Ющенко, слабая прозападная фигура, Янукович – слабая пророссийская фигура, вроде Юрко, который ужом вертелся между московитами, турками и поляками, пока его не убили. На каждом витке каждая фигура слабее», — указывает он.
« Это модель краха и мы должны ее преодолеть. В этой ситуации возникает вопрос, а где же лежит перспектива? На что мы должны сделать ставку, потому что все выглядит достаточно уныло и печально. На самом деле, как у каждого сильного народа, а мы таковым являемся, перспектива лежит в переосмыслении своего места в мире», — резюмирует Юрий Романенко.
Полный текст интервью здесь: первая часть — Вторая украинская республика: от рассвета до заката, вторая часть — Вторая украинская республика: от рассвета до заката. Начало конца, третья часть — Вторая украинская республика: от рассвета до заката. Распад, олигархический консенсус или революция?