Легендарный создатель АК-47 Михаил Калашников и другие ветераны завода «Ижмаш» обратились к Владимиру Путину с просьбой спасти предприятие от неумелых действий руководства. Чуть ранее СМИ сообщили о митинге, на который вышли сотрудники завода, недовольные снижением зарплаты. Как же получается, что при колоссальном увеличении расходов на оборону, одно из главнейших оружейных производств страны остается за бортом? Давайте разбираться.
Письмо президенту
«На данный момент полностью остановлено производство спортивного охотничьего оружия, сорван ряд экспортных контрактов. Близок к срыву контракт по организации производства автоматов АК в одной из стран. Уже ясно, что будет провален не столь уж великий гособоронзаказ по стрелковому и авиационно-пушечному оружию.
До предела истощена основа производства – мастерский состав. Зарплата основных рабочих не превышает и 10 тысяч рублей. Многие зарабатывают и того меньше.
Уровень производства и объем упали ниже некуда. Действия администрации (временный управляющий А.А. Косов) зачастую носят непродуманный и непрофессиональный характер, не учитывают специфики производства
Горько и обидно видеть, как рушится Дело, которое ставило и развивало не одно поколение инженеров и рабочих. И которое определялось, прежде всего, государственными интересами и сопровождалось государственной поддержкой.
От имени ветеранов, которые отдали большую часть своей жизни работе на «Ижмаше», обращаемся к Вам, Владимир Владимирович, с призывом спасти наш завод. В настоящее время еще сохранился минимальный кадровый потенциал, имеющий силы и опыт для преодоления кризиса. Да и мы, ветераны, способны оказать помощь и словом и делом родному заводу. Но в случае непринятия экстренных мер в ближайшее время на предприятии могут произойти необратимые изменения, ведущие к его исчезновению, а также исчезновению таких брендов, как «Калашников», «Драгунов» и «Никонов». Наши потомки и истинные патриоты России нам этого не простят».
Наверное, у каждого, кто прочитал это обращение, в душе поднялась волна возмущения. Ведь известно, что «Ижмаш» принадлежит госкорпорации «Ростехнологии», а за выполнением гособоронзаказа следят лично Дмитрий Рогозин, Анатолий Сердюков и Сергей Чемезов. Известно также, что расходы на оборону в стране существенно увеличены и возникает закономерный вопрос – неужели нельзя обеспечить нормальный уровень заработка работников хотя бы на ключевых предприятиях оборонки (а лучше на всех)?
Статистика «Ижмаша»
Пока что руководители «Ижмаша» никак не прокомментировали обращение ветеранов к президенту. Однако данные пресс-службы предприятия указывают на несколько иную картину, нежели обрисованную в жалобе президенту. Так с момента образования ОАО «НПО «Ижмаш» (начало 2011г.) удалось не только расплатиться с долгами перед сотрудниками, но и поднять зарплату на 21% (до 14,6 тыс. руб.) В 2011 году выручка «Ижмаша» выросла на 40% за счет расширения рынков сбыта. Объем поставок на рынок США был увеличен на 50%. Доход только от этого направления составил рекордные для предприятия 444,2 млн. рублей. Новые контракты позволили увеличить загрузку современного оборудования до 70% (на конец 2010 года она составляла менее 20%). По итогам этого года НПО «Ижмаш» планировало увеличить выручку в 5,5 тысяч раз и получить 32,3 млн. рублей чистой прибыли против 6,4 млн. рублей убытка по итогам прошлого года.
Согласитесь, данные противоречат описанным ветеранами. Хотя, зарплата в 14 тыс. рублей не внушает ни нам, ни работникам «Ижмаша» — но перечисленные в письме Калашникова тенденции статистикой предприятия не подтверждаются.
Митинг или совещание?
Проблемы на «Ижмаше» появились не сегодня. Приход новой команды в 2011 году не пришёлся по нраву ни работникам предприятия, ни руководству республики Удмуртия. В общем-то, практика заброски на оборонные предприятия московских команд не нова и такая волна прокатилась, кажется, по всем стратегическим объектам отрасли. Новая метла, как известно, метёт по-новому и, как правило, никому не нравится.
«С чего на «Ижмаше» должен быть варяг? Разве «Ижмаш» за столько лет не вырастил своих? Вырастил. Это непонятная мода на молодых людей, которые способны завтра уехать на любой завод, а до этого ни дня не работая в промышленности, изображать из себя директора. Сколько от них вреда, — высказался президент Удмуртии. — Прислали нового человека, он привез с собой два десятка, если не больше, новых людей. Зарплаты себе положили, а люди выходят на улицы с 5-7 тысячами. Кто выиграл – завод, государство? Выиграла только горстка людей, для которых это проект очередной», — сказал на днях глава республики Александр Волков.
Напомним, что в октябре по сообщению ряда СМИ на предприятии состоялся стихийный митинг. На него вышло 200 сотрудников 103-го цеха, недовольные полученными зарплатными ведомостями. По итогам месяца многие из них получили 5 тыс. руб. История обрела большой резонанс в СМИ и «Ижмаш» подвергся проверке со стороны Государственной инспекции труда и прокуратуры. Нарушения были выявлены, но они оказались довольно незначительными (в правилах трудового распорядка не указаны дни выдачи зарплат, нарушения в ведении карточек учёта средств индивидуальной защиты и в личных карточках учета смывающих и обезвреживающих средств и т.д.)
В свою очередь руководство «Ижмаша» опровергла сам факт якобы прошедшего митинга.
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
У ДПЕК підказали, як зрозуміти, що лічильник електроенергії несправний
Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi
Паспорт та ID-картка більше не діють: українцям підказали вихід
«Я узнал о митинге через день, после того как он якобы состоялся, — рассказывает директор оружейного производства ОАО «НПО «Ижмаш» Владимир Лабадин. – У меня был обычный рабочий день, который начался со встречи руководителей. Один из начальников предупредил, что у персонала есть вопросы и нужно на них ответить. После этого мы встретились с представителями цеха, все уладили и продолжили работу. Откуда появилась информация о митинге – никто не может понять.
Даже цифра участников была не верна. Изначально сообщалось, что митингуют 200 человек. На самом деле вопросы появились у бригады в 28 человек. А это один производственный участок из их бесчисленного множества. У сотрудников были вопросы по зарплате, по организационным моментам, производственной обстановке. Это нормальная ежедневная практика. Все обсудили, все уладили».
От себя добавим, что мы не смогли отыскать в сети ни одного документального доказательства проведения митинга.
Ситуацию с зарплатой сотрудникам прояснили в пресс-службе «Ижмаша»:
«В сентябре 2012 года рабочие одного из участков 103 цеха, где были выявлены проблемы с качеством выпускаемой продукции и производительностью труда, выполнили плановое задание лишь на 40% и получили заработную плату менее обычного. На сегодняшний день отмечена положительная динамика выполнения производственных заданий на данном участке. Подразделение обеспечено материалами и комплектующими для выполнения плановых заданий в полном объеме.
Сейчас средний уровень зарплаты в 103 цехе в сентябре 2012 года составил 11 515 рублей, по другим цехам оружейного производства – от 12 034 рублей до 17 018 рублей. Отдельные квалифицированные рабочие получили свыше 27 000 рублей».
Выходит, что кто-то врёт – либо руководство «Ижмаша», либо Удмуртии.
Борьба региона и центра
Во всей истории с «Ижмашем» совершенно четко прослеживается недовольство руководства республики новыми управленцами предприятия.
«Шаги, которые предприняло руководство «Ижмаша», привели к таким вещам, когда люди начали получать по пять-шесть тысяч вместо 15. И, конечно, вызывает очень глубокую тревогу, что будет дальше и с новым предприятием НПО «Ижмаш», потому что товарные запасы, которые были у завода наработаны за прошлые периоды времени, благополучно распроданы, по гособоронзаказу — на сегодня мы видим, что все гособоронзаказы практически сорваны», — говорится в недавнем сообщении заместителя председателя правительства Удмуртии Ильдара Бикбулатова.
Отметим, что среди жителей Ижевска распространено мнение о том, что выступивший против «варягов» глава Удмуртии А.Волков имеет свой корыстный интерес в развитии информационной атаки на «Ижмаш». По этой народной версии он пытается «пропихнуть» в руководство набирающего обороты предприятия своих людей, в том числе своего сына, занимающего ныне пост генерального директора ОАО «Удмуртторф» Андрея Волкова.
В этом случае ветеранов, скорее всего, использовали «втёмную», сыграв на их чувствах к родному предприятию, которому они отдали лучшие годы жизни. Звучит мерзко, но приём весьма распространён в политической борьбе.
С другой стороны, «варяги» и сами могли нарваться на такую реакцию сотрудников и руководства, заигравшись с экономическими показателями и забыв про простых людей. Такая ситуация также не является чем-то новым для нашей оборонки. Особенно задевает людей старой закалки то, что новоиспечённые менеджеры получают существенно выше опытных работяг.
Подводя итог, скажем, что пока что нет абсолютной уверенности в правоте ни одной из сторон, даже несмотря на безоговорочный авторитет ветеранов, подписавших письмо. В любом случае, пожалуй, оно было написано не зря.
Внимание Кремля к конфликту, надеемся, поставит в нём точку. Конфликт явно не идёт на пользу ни стране, ни работникам завода.