Российский государственный фонд благосостояния обладает достаточными резервами для покрытия дефицита бюджета в течение многих лет, даже если цены на нефть останутся на уровне от 25 до 30 долларов за баррель.
Об этом заявило министерство финансов на фоне резкого обвала рынка нефти, передает «Хвиля».
Несмотря на то, что понедельник был выходным днем в России, и Министерство финансов, и Центральный банк быстро отреагировали на падение цен на нефть почти на 30 процентов за одну ночь.
Министерство финансов заявило, что Российский фонд национального благосостояния располагает ликвидными активами на сумму 150 миллиардов долларов (более 10 триллионов рублей) за счет дополнительных доходов от нефти и газа, что достаточно, чтобы компенсировать возможный дефицит от падения цен на нефть в течение 6-10 лет.
Беспорядки на рынке нефти обвалили национальную валюту России, которая резко упала по отношению к доллару США и евро. Рубль подешевел примерно на восемь процентов, торгуясь на уровне 74,1 за доллар в понедельник утром. По отношению к евро рубль находился на уровне 84,4, самого слабого с конца февраля 2016 года.
Центральный банк России объявил, что он временно прекращает покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в соответствии с механизмом фискального регулирования. Регулятор заявил, что 30-дневная пауза направлена на снижение волатильности финансового рынка, добавив, что он готов принять дополнительные меры для обеспечения финансовой стабильности страны. Возобновление операций будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация в марте.
В свою очередь, прежде чем члены ОПЕК и союзные производители нефти встретились на прошлой неделе, президент России Владимир Путин сказал, что, хотя Москва должна быть готова к любому сценарию, у нее достаточно резервов, чтобы остаться на плаву, даже если ситуация продолжит ухудшаться. Однако в то время цены на нефть были выше.
Министр финансов России Антон Силуанов ранее говорил, что российская экономика может выдержать цену на нефть около 30 долларов за баррель, но отметил, что она не будет оптимальной для сбалансирования бюджета.
По данным Reuters, произошло самое значительное однодневное снижение стоимости нефти с 1991 г., когда началась война в Персидском заливе.
Ранее «Хвиля» сообщала, на прошлой неделе ОПЕК согласилась на более глубокие сокращения добычи, чтобы повысить цены на нефть на фоне вспышки коронавируса, но Россия отказалась поддержать инициативу, рекомендовав продлить существующие сокращения. В результате разногласий текущая сделка истекает в следующем месяце, создавая риск дополнительного избыточного предложения на рынке, который уже готовится к сокращению импорта из-за пораженного коронавирусом Китая, одного из основных импортеров нефти.
МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
В воскресенье Саудовская Аравия заявила, что хочет увеличить добычу нефти, а не сокращать ее, а также предложила скидку для покупателей ее нефти. Этот шаг был расценен как начало ценовой войны, вызвавшей огромные потери в глобальных тестах Brent и WTI.
В итоге у России, конечно, есть свое обоснование выхода из сделки с ОПЕК+ — дескать, мы низкими ценами будем душить сланцевую отрасль США (любимая тема Игоря Сечина, очень неравнодушного к американским сланцам). В свою очередь американские аналитики уже пишут об ожиданиях дальнейшего подешевения. Начинается нефтяная война членов ОПЕК+ «всех против всех».
Остается понять, что все это значит для Украины? Значит одно, — это очень хорошая новость. Украина — чистый потребитель нефтепродуктов, так что чем дешевле моторное топливо, тем меньше нагрузка на нашу экономику, тем дешевле логистика и т.д.
Впрочем, не стоит забывать, что прямо сейчас по нашему экспорту, прежде всего по металлургии и тяжелой промышленности, наносит удар вспышка коронавируса. То есть для украинского ГМК удешевление нефти лишь немного демпфирует коронавирусный удар.
Зато однозначно выиграет аграрный комплекс. Тут расходы на горюче-смазочные материалы — важная составная часть себестоимости. И чем они ниже — тем более конкурентоспособна продукция украинских аграриев.
Еще один плюс — усиливается безопасность. Как показывает история, чем меньше у России нефтяных денег — тем менее она склонна навязывать ближним и дальним соседям свое видение мира.
Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко с экспертом по стратегиям Владимиром Стусом о сути глобального кризиса, который начинается на наших глазах.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram