Отставка Кабинета министров Алексея Гончарука, утверждение новым премьером Дениса Шмыгаля и обновление состава правительства, хотя и обсуждались достаточно давно, все же стали в определенной степени неожиданностью.
Как сообщает «Сегодня», кандидатуры на министерские должности стали известны лишь накануне. Некоторые из тех, кому предлагали войти в обновленный Кабмин (или кому пророчили такое предложение), в результате отказались от должности. О других же известно слишком мало даже в узких экспертных кругах.
Своими впечатлениями от нового Кабмина поделились известные украинские политологи.
Так Владимир Фесенко отметил, что состав Кабинета министров Украины – это отражение новой установки президента Украины Владимира Зеленского, который понял, что из-за недовольства общества необходима серьезная перезагрузка исполнительной власти. Зеленскому нужны более опытные люди, чем Алексей Гончарук.
«Опыт у Шмыгаля есть. На среднем управленческом уровне, но есть. Он понимает, как государственная машина работает на практике, в отличие от Гончарука, который был «оторван от земли». Шмыгаль не только опытнее, но и прагматичный», — отметил Фесенко.
Как и новый премьер, так и новые министры, по мнению Фесенко, это баланс молодости и опыта.
Политолог отмечает, что в Кабмине Шмыгаля остались также и люди Гончарука. Причиной этому стала их эффективная, по мнению Зеленского, работа. К таким министрам Фесенко отнес главу Минифраструктуры Владислава Криклия и министра юстиции Дениса Малюську.
Политолог отмечает, что Зеленский ждет от нового правительства результатов и как можно быстрее, однако некоторый запас времени, чтобы показать свою работу, у Кабмина Шмыгаля есть.
«Зеленский достаточно нетерпеливый, он требует результатов «на сейчас». И, если результатов нет, он долго терпеть не будет. Однако, думаю, у правительства есть резерв времени. Минимум полгода. Возможно — до конца года», — сказал политолог.
На то, сколько «продержится» новый Кабмин, по словам Фесенко, влияют два фактора – время, которое дает Зеленский на проявление эффективности, и надвигающийся мировой экономический кризис, от силы которого будет зависеть судьба правительства Шмыгаля.
Политолог Виталий Бала отмечает, что из-за того, что Денис Шмыгаль является не слишком «тяжеловесной» фигурой в украинской политике, его Кабмин не сможет стать центром принятия серьезных решений.
«Если бы кто-то из кандидатур, которые обсуждались в последнее время — то Тигипко, или Хорошковский, или Аваков — были назначены, тогда другой вопрос», — отметил Бала.
Политолог подчеркнул, что состав правительства страны всегда подбирается для выполнения определенных задач, однако по утвержденному составу Кабмина Шмыгаля понять, какими именно будут эти задачи, пока невозможно.
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Смогут ли они показать результат в текущих условиях, отстоять свое мнение и сказать «нет» Офису президента и даже самому президенту, когда это нужно будет сказать, — вопрос», — отметил политолог, намекая на то, что Кабмин Гончарука был не отдельной структурой, а являлся, по сути, подразделением Офиса президента Украины.
Профессор Киево-Могилянской Академии, политолог Алексей Гарань отмечает, что правительство Шмыгаля сформировано хаотично, однако есть вероятность, что целый ряд новых министров покажет себя лучше, чем министры Кабмина Гончарука.
«Кандидатура Шмыгаля — это лучше кандидатур Тигипко или Хорошковского. Потому что даже факт обсуждения их кандидатур полностью перечеркивал предвыборные обещания Зеленского», — отметил Гарань.
Политолог также подчеркивает, что хаотичность и бессистемность формирования нового Кабмина показательна и в том, что все кандидаты на кресла в Кабмине должны были сначала встретиться с фракциями ВР и заручиться их поддержкой. Это было бы «по-хорошему».
Политолог Алексей Кошель отметил, что к отставке Кабмина Гончарука привело несколько проблем: отсутствие поддержки правительства со стороны парламента, отсутствие самостоятельности в разработке стратегии, поскольку даже для формирования своей команды Гончарук не имел возможности.
«Смена правительства эти глубинные проблемы, разумеется, не решила. У меня есть глубокие сомнения, что новый премьер имел влияние на подбор кадров в своем правительстве», — сказал Кошель.
Он подчеркнул, что в фигуре нового премьера Шмыгаля есть много неясного и главный вопрос – «хватит ли этого управленческого опыта, чтобы руководить правительством, тем более в такой сложной ситуации, в которой находится страна».
Политолог Максим Джигун подчеркнул, что в Кабмине сменили тех министров, действия которых вызвали наибольшее недовольство в обществе. Поэтому новый Кабмин формировался так, чтобы нейтрализовать негатив, который накопился в обществе к правительству Гончарука.
«Обществу направляется месседж, что власть учится, власть видит свои ошибки и исправляет их, власть обновляется», — сказал Джигун и добавил, что скорее всего положительных эффект от таких ротаций будет краткосрочным.
Также политолог отметил, что президент Зеленский пришел к власти с месседжем об обновлении власти, а сейчас эта логика «ломается», ведь в Кабмине появились люди, которые ранее работали там на разных должностях.
Смотрите также беседу шеф-редактора портала «Хвиля», политолога, эксперта по международной и внутренней политике Украинского института будущего Юрия Романенко и аналитика Украинского института будущего Илии Кусы, в которой они разбирают реалистичные сценарии конфликта и развития ситуации в Сирии:
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram