Наша страна решила более жестко отстаивать свои энергетические интересы. Об этом говорится в письме министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, которое было отправлено руководителю Секретариата Энергосообщества Славчо Нейкову.
«Главной целью украинской стороны в рамках присоединения к Договору… было создание единого энергорынка с соблюдением правил его функционирования, которые соответствуют законодательным требованиям ЕС… Несмотря на стремление Украины… создавать надлежащие условия для обеспечения энергобезопасности Европы, к сожалению, мы сегодня видим действия стран ЕС и Энергосообщества, направленные на продвижение проекта «Южный поток», активное согласование его параметров… в частности, Словенией, что произошло 27 февраля 2012 г.»,- отмечается в письме главы Минэнергоугля.
Строительство российским «Газпромом» магистрали «Южный поток» фактически оставит Украину без доходов от транзита российского газа на территорию Евросоюза. Таким образом, инвестиции в проекты модернизации украинской ГТС, которые Киев заинтересован осуществить совместно с европейскими и российскими партнерами, окажутся бессмысленными и убыточными. Поэтому Минэнергоугля обращается к Славчо Нейкову с просьбой «провести работу» и проверить действия Словении в отношении «Южного потока» на соответствие общепринятым принципам Энергосообщества.
Минэнергоугля обращает внимание на особые преимущества украинской газовой инфраструктуры, ее стратегическую роль в обеспечении энергобезопасности и эффективной работы единого энергорынка ЕС.
«В этом контексте мы бы хотели видеть со стороны Энергосообщества конкретные действия, направленные на защиту интересов полноправных стран-членов… Украина многократно обращала внимание на важность модернизации ГТС для стран ЕС и предлагала предоставить проекту модернизации ГТС статус общеевропейского значения»,- отмечается в письме.
Отношения Секретариата Энергосообщества и Украины стали обостряться после того как в конце прошлого года Сербия ввела в эксплуатацию очередной инфраструктурный объект в рамках проектных разработок по «Южному потоку», который является прямым конкурентом украинской ГТС. При этом еврокомиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер, защищая принципы ЕС по прозрачности и развитию конкуренции рынка, заявлял, что «Южный поток» «имеет политический характер, а не экономический». Однако это не мешает некоторым странам ЕС поддерживать планы «Газпрома», противоречащие либерализации и направленные на усиление монопольного влияния российской корпорации.
«Без успешного лоббизма в кабинетах еврочиновников своих стратегических бизнес-интересов влиятельными странами — членами ЕС, которые выступают партнерами Кремля не только по «Южному потоку», но и зачастую во внешнеполитических планах, «Газпром» вряд ли бы так уверенно и без лишней суеты стремился строить новый газопровод»,- сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант». Немецкий эксперт Александр Рар также считает актуальной проблему избирательности стран — членов ЕС при рассмотрении энергетических вопросов. «Двойные стандарты — в них можно обвинить всех. И где-то, кстати сказать, и Европейский союз. Потому что где-то кому-то они делают поблажки, а кому-то нет»,- отметил он, пишут Экономические известия.
Несмотря на сложности во взаимоотношениях Киева и Секретариата Энергосообщества, эксперты обращают внимание на ряд преимуществ от членства Украины в этой организации: содействие расширению доступа украинских экспортеров к энергетическим рынкам стран Европы; возможность прямого выхода на конечных потребителей и избежать посреднических услуг; создание рыночных условий в энергосекторе экономики, которые будут способствовать привлечению инвестиций для расширения возможностей и совершенствования существующей энергетической инфраструктуры; содействие дальнейшему развитию и интеграции украинских энергетических сетей к европейской системе.