Как выяснили журналисты ТСН, из-за того, что немалое количество архивов колхозов во время реформирования на селе потерялись, доказать свой трудовой стаж они уже не смогут.
Например, Зинаида Вареник 27 лет работала дояркой в местном колхозе. Ежедневно, без праздников и выходных, вставала на рассвете, возилась со скотом. Этим, думала, заслужила право выйти на заслуженный отдых не в 55, а в 50 лет. Но пенсию женщине так и не назначили.
Теперь она обивает пороги чиновничьих кабинетов, пытаясь доказать, что не мошенница и действительно имеет стаж.
Но чиновники не верят ни ей, ни многочисленным свидетелям. Требуют только первичных документов.
«Свидетели могут подтвердить только общий стаж. Особые условия труда свидетели подтвердить не могут. Подтверждение льготного стажа осуществляется только первичными документами», — пояснила заместитель руководителя главного управления Пенсионного фонда в Кировоградской области Елена Романченко.
Предоставить эти документы бывшие колхозники могут не всегда, ведь во время реформирования сельхозпредприятий немало архивов потерялось. Остальные отдали на хранение в трудовые архивы районов.
Директор государственного архива в Кировоградской области Тамара Чвань уверяет, что в случае отсутствия сведений о начислении заработной платы или учета труда человека подтвердить стаж возможно по протоколам. Но если этих документов нет, — установить факт получения человеком заработной платы невозможно.
Даже если старые зарплатные документы найдены, их еще нужно легализовать в суде. По словам правозащитника Александра Сосенко, такую схему придумали специально, чтобы экономить средства пенсионного фонда. Ведь селяне часто отказываются таскаться по судам, поскольку есть время и знания только для ведения домашнего хозяйства.