Напомним, во вторник главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов заявил, что «Газпром-Медиа», обладающий 66% акций радиостанции, потребовал досрочной отставки совета директоров, а также замены независимых директоров – Евгения Ясина и Александра Маковского. Также сам Венедиктов заявил, что он покидает совет вместе со своим первым заместителем Владимиров Варфоломеевым. Венедиктов отметил, что вопрос о его уходе с поста главреда не стоит. Сам «Газпром-Медиа» объясняет свое требование внутрикорпоративными процедурами.
Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ), независимый директор «Эха Москвы» видит в этих кадровых перестановках возможную попытку усиления контроля над независимыми СМИ. Об этом он написал в своем блоге на сайте радиостанции.
«Эхо Москвы» теперь планирует изменить свой устав с тем, чтобы создать наблюдательный (общественный) совет во главе с Маковским и Ясиным.
«Мне стало известно, что Газпром-Медиа, который является мажоритарным владельцем радиостанции «Эхо Москвы», выдвинул требование об изменении состава совета директоров и исключении из него нынешних независимых директоров, а именно меня и Александра Маковского. Я не знаю, чем мотивировано это обстоятельство. Но, памятуя о моем вхождении и истории, которая с этим была связана, а именно — обеспечение, по мере возможностей, позиции коллектива журналистов по сравнению с владельцами остального пакета акций, я предполагаю, что речь идет о том, что руководство хочет установить контроль над независимыми средствами массовой информации. И первым делом над «Эхо Москвы» — отсюда такое требовании» — написал Ясин.
Ясин также утверждает, что недавно к нему обратился Венедиктов, и сам Ясин предложил ему распоряжаться его постом, как он считает нужным.
«Алексей Алексеевич по этому вопросу выступил публично. На мой взгляд, публичное выступление главного редактора означает, что мирного соглашения на самом деле добиться не удалось», — сказал Ясин.
«Руководство через Газпром-Медиа стремится к тому, чтобы установить контроль над радиостанцией. В какой форме и когда, я не знаю. Но в таком случае говорят – «в подходящий момент». А постольку поскольку ситуация в нашей стране предоставляет множество «подходящих моментов», то нужно готовиться к этому. Это моя такая трактовка событий», — пишет Ясин.
Взамен старого поста Венедиктов предложил ему пост (со)руководителя общественного или наблюдательного совета совместно с Александром Маковским. Ясин ответил согласием.
«Для меня самое важное, чтобы «Эхо Москвы» сохранило статус и положение независимого средства массовой информации. Для меня это память о тех августовских днях 91-го года, когда «Эхо Москвы» и «Общая газета» Егора Яковлева были единственными реально свободными средствами массовой информации. Я бы хотел, чтобы в России они были всегда!» — выразил пожелание он.
Президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов прокомментировал ситуацию РИА Новости. Он сказал, что опасений кадровые перестановки внутри «Эха Москвы» у нео не вызывают.
«Совет директоров и редакционная политика — это вещи, безусловно, связанные, но не так тесно, как нам порой кажется. Если бы я услышал, что Алексея Венедиктова — моего хорошего друга, с которым мы, правда, расходимся по многим политическим позициям — снимают с работы, вот тут я бы заволновался. А когда в совет директоров вместо него и Варфоломеева входит Юрий Федутинов, являющийся генеральным директором радиостанции, я какой-то паники и большой тревоги тут не испытываю», — сказал Мамонтов.
Он также добавил, что со стороны самого Венедиктова «никакой тревоги по этому поводу не услышал» во время и последней беседы. Мамонтов также убежден, что эти изменения – «внутрикорпоративные вещи», они не скажутся на редакционной политике.
А вот президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко считает, что «смена совета директоров всегда предполагала и предполагает довольно сложные» изменения в редакционной политике СМИ.
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Білий дім: Росія попередила США про запуск ракети по Україні через ядерні канали зв'язку
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
«Вообще «Газпром-Медиа» — организация довольно сложная и закрытая, понять (мотивы решения) трудно… Навряд ли это связано с чисто финансовыми вещами – нет, конечно», — говорит Лысенко. Он также отметил, что он не хотел бы, чтобы редакционная политика «Эха Москвы» менялась.
В то же время политолог Евгений Минченко убежден, что такие перестановки никак не скажутся на политике радиостанции, которая важна для власти и общества.
«Понятно, что «Эхо Москвы» достаточно радикально и, на мой взгляд, иногда необоснованно критикует партию власти. С другой стороны, я думаю, что «Эхо» выполняет очень полезную для влаcти функцию такого «выплескивания пара»: ну вот есть радиостанция, там радикальная критика власти, все оппоненты находят там место, — сказал он РИА Новости.
Эксперт считает, что такая «ниша достаточно ограничена». И более того, сам факт существования этого медиа-ресурса – аргумент в пользу того, что в стране существует свобода слова.
«Западу всегда можно показать, когда говорят, мол, вот у вас нет свободы средств массовой информации, можно сказать: «Посмотрите, у нас есть «Эхо Москвы». Поэтому я думаю, что если и будут какие-то изменения в редакционной политике, то незначительные, потому что пользы от власти от «Эха Москвы» гораздо больше, чем минусов», — полагает Минченко.
А вот политолог Алексей Макаркин видит в смене совета директоров попытку изменить редакционную политику «Эха». Он полагает, что изменения не были бы столь срочными, если бы были чисто техническими.
«Радиостанция задумывалась как площадка для маленьких групп, в частности, для маргинальных либералов, которым надо получить отдушину. Сейчас ситуация изменилась… Оппозиция перестала быть маргинальной, они стали выходить на улицу. Власть к этому стала относиться с большей опаской», — сказал он РИА Новости.
Тем не менее Макаркин не может точно сказать, как изменится политика радиостанции. Он считает, что это зависит от многих факторов.
«Многое будет зависеть от общей ситуации в стране, от того, куда будет разворачиваться власть, как будет относиться власть к оппозиции», — рассуждает политолог.