«Считаю возможным до 2016 снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу», — написал премьер-министр.

«Хочу при этом отметить, что приватизация носит не фискальный, а структурный характер», — говорит он. «То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы», — поясняет Владимир Путин. «Но продавать по дешевке, игнорируя конъюнктуру рынка, просто глупо – ни один хозяин так не поступит» – объяснил глава правительства.

Он считает, что аппетиты госкорпораций в скупке активов следует урезать. «Следует также сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая Газпром, в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе – медиахолдинги», — говорится в статье. «Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов», — пишет в своей статье премьер-министр.

Несколько лет назад в России создавались крупные госкорпорации и вертикально интегрированные холдинги. «Цель была – остановить развал интеллектуальных отраслей нашей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления», — объяснил Путин. Цель эта, по его мнению, может считаться достигнутой.

Тем не менее, в будущем Путин видит на месте таких холдингов глобально конкурентоспособные корпорации с высокой капитализацией: «итогом реализации стратегий отраслевых холдингов должно стать создание глобально конкурентоспособных корпораций, высоко капитализированных, нашедших и расширяющих свое место на мировом рынке». «Именно такие корпорации, сочетающие деятельность начиная от перспективных исследований и разработки продукции и заканчивая производством, поставкой и обслуживанием высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. Они же дают заказы малым инновационным компаниям, скупают удачные стартапы», — объяснил Владимир Путин.

{advert=6}

На сегодняшний момент «большинство интегрированных структур не стали ни глобально конкурентоспособными, ни высоко капитализированными, ни даже устойчиво прибыльными».

Он также считает, что «назрел аудит жизненности такого проекта». «Сегодня им необходим топ-менеджмент с высокими компетенциями в инновационном бизнесе», — подчеркнул Путин.

«По каждой компании у нас сегодня есть план по их реорганизации, выводу на рынок. Часть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Это затронет Ростехнологии, Росавтодор, Росатом в его гражданской части и ряд других госкорпораций. Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем», — рассказал премьер.

При этом премьер-министр напомнил, что при создании госкорпораций «усилия государства были направлены на восстановление возможностей России конкурировать в секторах, где на глобальном рынке – всего несколько игроков». «Ни о каком подавлении частной инициативы речь не шла – ее в этих секторах просто не было. Ошибочно на основании нашей работы по собиранию, реструктуризации и предпродажной подготовке активов делать выводы о разрастании госкапитализма», — резюмировал Владимир Путин.