Северный поток-2 не будет возможности практически использовать для транспортировки газа до 1 января 2020 года, когда завершается действующий контракт между Нафтогазом и Газпромом по поставкам.

Об этом сегодня в Брюсселе во время круглого стола относительно будущего транзита газа по территории Украины заявил председатель правления Группы Нафтогаз Андрей Коболев, сообщает корреспондент Укринформа.

«Сейчас все проявляют интерес, что случится с 1 января 2020 года. Но сейчас есть только один вопрос, на который есть определенный ответ. Ни при каких обстоятельствах Северный поток-2 не будет введен в эксплуатацию до этой даты. Сейчас, после того, что случилось в Дании, — это, безусловно, не запрет, но это еще одна большая задержка. Довольно очевидно, что последняя дата, на которую рассчитывал консорциум, не будет достигнута. Что означает, что этот газопровод не будет иметь возможности транспортировать газ в Европу с 1 января 2020 года. Не загадывая на большую перспективу, но относительно следующей зимы мы уже можем предполагать, что будет происходить вследствие этого», — отметил Коболев.

В этой ситуации, по его словам, российскому Газпрому придется либо сокращать объемы поставок газа в Европу, либо договариваться с Украиной об условиях транзита по европейским правилам.

Возвращаясь к перспективе транзита российского газа по территории Украины, Коболев отметил, что все европейские аналитики сейчас задаются только одним вопросом — сможет ли Газпром обойтись без использования украинской ГТС, если Северный поток-2 не будет запущен?

«Если не будет Северного потока-2 и не будет задействован Турецкий поток, Газпром (без украинской ГТС — ред.) не сможет в полной мере выполнить свои экспортные обязательства по минимальному объему поставок газа. Если будет задействован только турецкий маршрут, но все еще без Северного потока-2, тогда Газпром может справиться без Украины, оставаясь на минимальном уровне. Если будут задействованы Турецкий поток и Северный поток — так, очевидно, Газпром сможет наверное обойтись без украинских мощностей. Но Северный поток-2 наверняка не будет задействован, поэтому в этой ситуации Газпром будет иметь только два варианта», — сказал председатель правления Группы Нафтогаз.

По его словам, первый вариант, который может выбрать Газпром — это поставлять в Европу минимальный объем газа и пытаться использовать тяжелую ситуацию с безопасностью газоснабжения с тем, чтобы продолжать проталкивать Северный поток-2 даже более жестко, чем россияне делают это сейчас.

«Это далеко не теоретическая возможность. Они уже делали так в 2006 и 2009 году, и оба кризиса были привязаны к Украине, поэтому ничего нового в этой тактике нет. Многие скептически относятся к этому варианту, и я один из них. Потому что в этом случае Газпром потеряет большое количество денег, что будет тяжелым ударом по компании, которая и без того сейчас находится не в очень хорошем финансовом состоянии», — сказал Коболев.

Он отметил, что такая тактика Газпрома неизбежно приведет к ощутимому повышению цены на газ на европейском рынке. Но если Европейский союз в качестве ответа выберет вариант замены газа от Газпрома сжиженным газом, используя уже имеющиеся терминалы на полную мощность, это может частично компенсировать тактику Газпрома, который попытается продавать в Европу меньше газа, но по более высокой цене.

«Второй вариант, который есть у Газпрома — это заключить контракт с Украиной. Я считаю, что этот вариант является более вероятным, и он будет выгодным для всех вовлеченных сторон. Потому что первая опция подорвет репутацию Газпрома и репутацию самого газа, как топлива, используемого в качестве политического рычага», — сказал руководитель Нафтогаза.

По его словам, эта, вторая опция, также делится на два варианта.

Первый — это заключить долгосрочный контракт между Газпромом и оператором украинской ГТС. Вокруг этого варианта, как напомнил Коболев, украинская сторона ведет тяжелые переговоры с Газпромом в трехстороннем формате с помощью Европейской Комиссии.

«Второй вариант — иметь краткосрочное резервирование объемов, которые украинский оператор ГТС предоставляет другой стороне по фиксированному тарифу и с предоставлением соответствующих финансовых гарантий. В этом случае Украина не будет иметь возможности сказать «нет». Да, тарифы (на транзит) в таком случае будут выше, но это будет означать заключение контракта на год или на полгода, без каких-либо дальнейших обязательств», — отметил Коболев.

Популярні новини зараз

"Путін у розпачі": у Польщі відреагували на удар по Україні міжконтинентальною ракетою

У Києві запровадили правила використання генераторів: де і як можна встановлювати

США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна

Ціни на пальне знову злетять: названо причини та терміни подорожчання

Показати ще

Он отдельно отметил, что для украинской стороны предложение Газпрома продлить действующий контракт неприемлемо, ведь Украина адаптирует ГТС и собственное законодательство в газовой сфере к европейским стандартам, и ожидает, что новый контракт с Газпромом будет заключен в полном соответствии с так называемым 3-м энергопакетом ЕС.

Аналитики «Украинского института будущего» Юрий Романенко и Андриан Прокип проанализировали будущее украинского энергетического сектора после введения в строй «Северного потока-2»

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook